Поиск

Хабаровский край

 Программа

поддержки и защиты интересов малого предпринимательства

в Хабаровском крае  на 2004 год.

КОАЛИЦИЯ БИЗНЕС АССОЦИАЦИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ВВЕДЕНИЕ

С начала проведения рыночных реформ в России малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело законодательный статус, заявив о своих правах, возможностях и потребностях. При этом, следует признать, что в большинстве регионов России, включая Дальний Восток, малый бизнес не оказывает такого существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это происходит в странах с развитой экономикой, не в полной мере используется его потенциал. Низкие темпы развития малого бизнеса препятствуют достижению главных социальных целей  - формированию среднего класса, созданию необходимого количества рабочих мест, снижению социальной напряженности и экономического неравенства.

Представители исполнительной и законодательной власти, политики всех уровней признают важную роль малого предпринимательства в развитии экономики, декларируют свою приверженность курсу на его всестороннюю поддержку и развитие. Принимаются законы, утверждаются федеральные программы, проводятся всероссийские съезды. Однако, несмотря на признание органами власти важной роли, которую играет малое предпринимательство в социально-экономическом развитии страны, проблемы, проявившиеся в самом начале его зарождения, остаются, в основном, до конца нерешенными. К этим проблемам относятся:

·  избыточные административные барьеры и высокий уровень коррупции в системе государственных контролирующих органов;

·  отсутствие развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

·  неразвитость системы финансово-кредитного обеспечения;

·  нехватка производственных и офисных помещений;

·  информационная недостаточность;

·  низкий уровень специальных знаний у предпринимателей;

·  слабо развитые традиции предпринимательства, следствием чего является недостаточный уровень предпринимательской культуры и низкая эффективность объединения усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Для преодоления этих явлений необходимы общие усилия как государственных структур, так и предпринимательских объединений по изменению политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах.

Обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства и обеспечение условий для повышения его экономической и социальной эффективности, является главной целью настоящейПрограммы поддержки и защиты интересов малого предпринимательства в Хабаровском крае  на 2004 год.

Разработчиком и исполнителем Программы является Коалиция бизнес ассоциаций Хабаровского края, созданная в апреле 2003 года в рамках проекта, реализуемого Центром международного частного предпринимательства (CIPE) при финансовой поддержке Агентства международного развития США (USAID). Коалиция объединила на добровольной основе наиболее авторитетные и эффективно работающие в Хабаровском крае предпринимательские союзы и объединения: Хабаровское краевое объединение промышленников и предпринимателей, Дальневосточную торгово-промышленная палату, Торгово-промышленную палату г. Советская Гавань, Комсомольское-на-Амуре отделение Дальневосточной ТПП, Хабаровскую краевую ассоциацию автотранспортников, Ассоциацию предприятий легкой промышленности Хабаровского края, Дальневосточное объединение деревообработчиков, Ассоциацию рыбопромышленников и рыбоэкпортеров Хабаровского края, Некоммерческое партнерство «Союз Деловых Женщин». В качестве открытой, независимой и саморегулируемой организации Коалиция является действенным инструментом:

·  координации взаимодействия организованных бизнес сообществ;

·  организации диалога с властью и воздействия на ее политику в области развития предпринимательства;

·   практической реализации мероприятий по поддержке и защите интересов малого предпринимательства в Хабаровском крае.

1. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Хабаровский край характеризуется рядом факторов, оказывающих, в целом, положительноевоздействие на развитие предпринимательства. К этим факторам можно отнести: богатые природные ресурсы и полезные ископаемые; географически выгодное положение края вблизи границ с Китаем, Японией, США, Канадой и Кореей; развитый промышленный потенциал, включающий машиностроение и металлообработку, судостроение и судоремонт, авиастроение, производство литейного оборудования, цветную металлургию, лесную и деревообрабатывающую, нефтеперерабатывающую, рыбодобывающую промышленность; развитую транспортную инфраструктуру, позволяющую осуществлять транзитные перевозки между АТР, западными районами России и Европой, собственные торговые порты, прямые авиарейсы в Китай, Японию, США, Сингапур и Республику Корея.

Вместе с тем, большая степень зависимости региона от государственной поддержки, слабо развитая  инфраструктура, недостаток трудовых ресурсов, отдаленность от дешевых  источников энергии и, как следствие, высокие энергетические и транспортные тарифы, значительно снижающие конкурентоспособность производимой в крае продукции отрицательно сказываются на перспективах экономического развития территории.

В Хабаровском крае (как и в других Дальневосточных регионах) рождение предпринимательства изначально не имело равных стартовых условий и проходило в менее благоприятной обстановке по отношению к западным регионам страны, где были лучше развиты такие привлекательные для предпринимателей отрасли, как пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, развита производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, имеются более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.

Несмотря на это, в крае наблюдается положительная динамика в развитии малого предпринимательства. Сегодня в крае действует свыше 9 тысяч малых предприятий и 53 тысячи зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Создаются новые рабочие места, соответственно увеличивается численность работающих в малом бизнесе, которая составляет более 20 процентов (143 тыс. чел.) от численности работающих в экономике края.

Увеличивается объем производимой продукции, работ и услуг в этом секторе экономики, и его доля составляет более 11 процентов от объема валового выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края.

Устойчиво увеличивается численность занятых в малом бизнесе и в настоящее время она составляет 150,5 тыс. человек, т.е. 21, 4 процента от численности занятых в экономике края.

Социальная значимость малого бизнеса характеризуется распространением вторичной занятости, предоставлением дополнительных источников дохода для населения наряду с основным местом работы. Доля работающих по совместительству и по договорам составляет в крае 11 процентов от общей численности в малом бизнесе или 16,4 тысячи человек.

В Хабаровском крае наблюдается устойчивый рост числа зарегистрированных субъектов малого предпринимательства. Ежегодный прирост создаваемых малых предприятий по 700-800 единиц и регистрации индивидуальных предпринимателей по 2-3 тысячи человек свидетельствует о том, что желание у населения создать свое дело, реализовать свои способности, повысить благосостояние своей семьи и качественный уровень жизни, растет.

Доля фактически действующих малых предприятий в крае колеблется в пределах 50-55 процентов от числа зарегистрированных. Остальное составляют предприятия, не прошедшие перерегистрацию в соответствии с действующим законодательством и «брошенные» предприятия, не завершившие процедуру ликвидации в установленном порядке. Остальные либо еще не приступили к осуществлению деятельности, либо приостановили ее по разным причинам.

В структуре Дальневосточного федерального округа (включающего 10 дальневосточных территорий по числу малых предприятий, численности работающих на них, объему произведенной продукции, объему инвестиций в основной капитал, доля Хабаровского края составляет почти четвертую часть в показателях ДВФО.

В крае развивается система финансовой поддержки инвестиционных и инновационных проектов, работают программы микрокредитования, осуществляемые как через краевой Фонд поддержки малого предпринимательства, так и за счет зарубежных инвестиционных программ кредитования малого бизнеса. Заметно активизировалась деятельность коммерческих банков по кредитованию малого бизнеса. За последние два года на поддержку 1,7 тысяч проектов привлечено кредитных ресурсов в сумме около 72 млн.рублей и 5,7 млн. долларов США.

Продолжается работа по развитию действующих объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства улучшению информационного обеспечения.

Совместными усилиями власти и бизнеса удалось осуществить определенные положительные шаги в направлении сокращения административных барьеров.

Наряду с положительными сторонами состояния малого предпринимательства в крае следует назвать проблемы, отрицательно влияющие на его дальнейшее развитие:

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий выглядит однобоко и  свидетельствует о преимущественном развитии сферы торговли и общественного питания (47%), по 16% от общего их числа приходится на промышленность и строительство. Среди индивидуальных предпринимателей эта диспропорция еще более значительна - около 80 % работает в сфере торговли и общепита и около 12 % оказывают различные услуги.

Сохраняется неравномерность в географическом распределении малого предпринимательства – наблюдается явное тяготение к промышленным центрам, поскольку в них велик научно-технический потенциал, больше источников трудовых ресурсов, наряду с преимуществами транспортного обеспечения и возможностями потребительского рынка. В основном малый бизнес сосредоточен в 6 городах с прилегающими районами (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Николаевск, Амурск и Бикие). В этом территориальном блоке сосредоточено более 85 процентов от общего количества субъектов малого предпринимательства края.

Производительность труда на малых предприятиях ниже, чем в аналогичных отраслях народного хозяйства. Конкурентоспособность здесь в значительной степени достигается за счет теневого сектора, «экономии» на налогах. Средневзвешенная доля доходов малого предпринимательства, отражаемая в официальной отчетности, составляет порядка 40%. В результате на 1 работающего в малом бизнесе платится налогов существенно меньше, чем в среднем по краю.

Главной проблемой предпринимательства в крае по-прежнему является недостаток финансовых средств. Субъекты малого предпринимательства изначально находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывают дискриминацию со стороны коммерческих банков по сравнению с другими, более крупными заемщиками.

   Излишняя бюрократизация и администрирование остаются одним из основных факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства. Введение принципа «одного окна» затрудняется из-за несоответствий в федеральном законодательстве.

   Несовершенство и противоречия в законодательстве, регулирующем арендные и имущественные отношения создают большие проблемы в обеспечении малого предпринимательства имущественными ресурсами. Отсутствует информация о недвижимом имуществе, которое может быть передано в аренду, продано или передано в доверительное управление субъектам малого предпринимательства, а арендные отношения часто становятся инструментом дискриминации арендатора.

   Объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства зачастую действуют только в столице края и обслуживают преимущественно малые предприятия работающие в Хабаровске.

На основании имеющихся аналитических данных и результатов анкетирования субъектов малого бизнеса края, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности:

·   высокие налоги и несовершенство системы налогообложения;

·   слабая платежеспособность населения и узость регионального рынка

·   высокая затратность производства – высокие тарифы монополистов, арендная плата, банковские проценты

·   отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого бизнеса;

·   несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства;

·   недобросовестная конкуренция со стороны западных российских и китайских компаний;

·   слабая кооперация малого и крупного предпринимательства;

·   несовершенство инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

·   недостаточная  развитость системы информационной поддержки малых предприятий;

·   проблемы подготовки специалистов для малого предпринимательства;

·   трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей.

2. ПРОГРАММА КОАЛИЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА 2004 ГОД.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ.

Целью Программы является обеспечение интенсивного и устойчивого развития малого предпринимательства в Хабаровском крае, повышение его экономической и социальной эффективности, что должно выражаться в:

·   росте объемов производства продукции, работ и услуг,

·   увеличении добавленной стоимости и налоговых поступлений в бюджет,

·   росте численности занятых в сфере малого предпринимательства,

·   росте средних доходов и уровня социальной защищенности работающих в малом бизнесе.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

·   совершенствование нормативно-правового поля, регулирующего предпринимательскую деятельность и её государственную поддержку;

·   сокращение и устранение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства;

·   развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства;

·   развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, продвижение продукции малых предприятий на  внутренние и внешние рынки.

·   совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

·   создание новых и  развитие существующих общественных объединений и отраслевых ассоциаций предпринимателей; консолидация их деятельности по защите    интересов делового сообщества и обеспечению взаимодействия власти и бизнеса;

Программа Коалиции основывается на следующих принципах:

·   признание    конституционного    права    граждан    на   свободу экономической инициативы для занятия предпринимательством и гарантии правовой, судебной и физической защиты малого бизнеса в соответствии с законодательством;

·   признание малого предпринимательства сферой экономической деятельности,
которая, при условии поддержки малого бизнеса может дать быстрый и значительный социально-экономический эффект для развития общества в целом;

·   меры поддержки малого предпринимательства должны иметь системный и комплексный подход.

3. ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОАЛИЦИИ ПО ЗАЩИТЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В 2004 году в качестве приоритетных в деятельности Коалиции определены следующие направления:

·  Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого предпринимательства.

 

·  Развитие инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства.

 

·  Содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития общественных объединений и профессиональных ассоциаций предпринимателей.

Приоритеты Коалиции определялись с учетом концепции экономического развития Хабаровского края на период до 2010 года, результатов проведенного ДальНИИ Рынка исследования о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в крае, краевой целевой программы «Развитие и поддержка предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы»», а также собственных программ деятельности, имеющихся у каждого из членов Коалиции.

3.1.  Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого предпринимательства.

Первоочередными задачами в данной области являются:

-  Повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

-  Совершенствование системы налогообложения.

-  Устранение административных барьеров и упорядочение деятельности контролирующих и инспектирующих органов.

-  Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства.

3.1.1. Повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса должна предусматривать, прежде всего, совершенствование нормативно-правового поля, в котором осуществляется предпринимательская деятельность, разработку и реализацию законодательных мер по созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами власти. В настоящее время отсутствует механизм обязательной экспертизы всех разрабатываемых законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность представителями организованного бизнес сообщества. Разрабатываемые правила обычно носят недальновидный характер и направлены на извлечение сиюминутной выгоды. Принимаемые законы зачастую вступают в противоречие с ранее принятыми, что снижает положительный эффект от их принятия.

 Для изменения сложившейся ситуации Коалиция  готова постоянно взаимодействовать с Хабаровской краевой Думой, Правительством края, органами местного самоуправления.

Для решения данной задачи Коалиция предусматривает следующие меры:

   Подготовить предложения по внесению изменений в Закон Хабаровского края от 29.02.96 № 8 «О малом предпринимательстве в Хабаровском крае и Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

-   Провести мониторинг федеральных и краевых нормативно-правовых актов, включая законопроекты в части государственной поддержки малого предпринимательства.

-   Создать постоянно действующую аналитическую группу для экспертной оценки законодательного процесса в области предпринимательства.

3.1.2.Совершенствование системы налогообложения.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и предоставления отчетности являются необходимыми условиями улучшения налогового климата для малого предпринимательства. Действующее в настоящее время налоговое законодательство является неэффективным, оно не стимулирует развитие малого бизнеса, а тормозит его, способствует развитию «теневого» сектора, снижению поступлений в бюджеты всех уровней.

Совершенствование налогообложения малого бизнеса является , в основном, прерогативой федеральной власти и в значительной степени зависит от качества федерального законодательства и Коалиция в тесном взаимодействии с краевыми органами власти будет добиваться осуществления на федеральном уровне максимального упрощения форм и процедур налогообложения субъектов малого предпринимательства. В частности, необходимо решение вопроса о приведении в соответствие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Налоговый Кодекс РФ, включая уточнение критериев, определяющих отнесение к субъектам малого предпринимательства.

На краевом уровне предстоит подготовка изменений и дополнений в законы о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности, об упрощенной системе налогообложения, о транспортном налоге, о налоге на имущество организаций.

Для успешного выполнения этой работы Коалиция в 2004 году:

-   организует постоянный мониторинг состояния налогообложения в крае:

-   создаст постоянно действующую аналитическую группу для анализа поступающей информации по проблемам налогообложения и разработки предложений по внесению изменений в соответствующее законодательство;

-   организует общественное обсуждение проблем налогообложения в форме конференций, «круглых столов»;

-   организует мероприятия по повышению уровня налоговой культуры.

3.1.3. Устранение административных барьеров и упорядочение деятельности контролирующих и инспектирующих органов.

Административные барьеры, чрезмерная бюрократизация процесса осуществления предпринимательской деятельности, неоправданно большое количество контролирующих организаций и организаций, выполняющих разрешительные функции – все эти явления продолжают существовать, несмотря на проявленное в последнее  время, повышенное внимание к проблеме со стороны государства и принятие ряда федеральных законов, призванных изменить ситуацию. По степени негативного воздействия на развития малого предпринимательства, административные барьеры занимают одно из первых мест.

Проблему снятия бюрократического давления на бизнес и устранения административных барьеров Коалиция будет решать во взаимодействии с Межведомственным советом при Правительстве края по устранению барьеров в развитии малого предпринимательства и Советом по предпринимательству при Губернаторе края.

В 2004 году намечены следующие мероприятия для выполнения поставленной задачи:

-   Анализ несоответствий в федеральных законах и нормативных актах, следствием которых является распространение административных барьеров. Выработка соответствующих предложений по поправкам.

-   Разработка предложений по законодательному закреплению на местном уровне ответственности чиновников за административные действия, в результате которых был нанесен ущерб предпринимателям.

-   Организация постоянного сбора информации об административных барьерах, случаях административного произвола и доведение её до сведения предпринимательского сообщества.

-   Проведение мероприятий, направленных на запрещение навязывания малым предприятиям вынужденных услуг предприятий и организаций, так или иначе сопряженных с контролирующими органами.

-   Создание условий для отмены всех норм, введенных ведомствами, содержащих требования к деятельности предприятий малого бизнеса и правила проведения проверок.

3.1.4. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства.

Серьёзной проблемой для предпринимателей является недостаток производственных, торговых и офисных помещений. Существующий порядок предоставления в аренду помещений государственной и муниципальной собственности является дискриминационным по отношению к малым предпринимателям, а аренда земельных участков сопряжена с усложненным и длительным порядком оформления, большим количеством платных согласований.

   Коалиция будет осуществлять защиту интересов малого предпринимательства в этой сфере за счет:

-   Разработки предложений по принятию нормативных документов, определяющих специальные условия и порядок передачинеиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности малым предприятиям на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа.

-   Разработки предложений по упрощению процедуры оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий небольшой площади.

-   Инициирования создания на региональном и муниципальном уровнях доступных субъектам малого предпринимательства баз данных по недвижимому имуществу, включая земельные участки, которое может быть передано в аренду, продано или передано в доверительное управление субъектам малого предпринимательства.

3.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В этой области перед Коалицией стоят следующие задачи:

-  Повышение эффективности функционирования действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

-  Совершенствование информационной поддержки;

-  Формирование положительного образа предпринимателя;

-  Содействие производственной и инновационной поддержке малого предпринимательства,углублению интеграции и развитию кооперированных связей, продвижению продукции предпринимателей в другие регионы;

3.2.1. Повышение эффективности функционирования действующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

   К настоящему времени в Хабаровском крае сложилась достаточно обширная для масштабов территории сеть организаций , занимающихся поддержкой предпринимательства, главным образом за счет оказания различных финансово-кредитных, консультационных, информационных и образовательных услуг. В эту систему входят свыше 50-ти организаций - государственные структуры, общественные объединения предпринимателей, отраслевые ассоциации и частные коммерческие организации. Главными недостатками инфраструктуры поддержки предпринимательства являются ограниченность средств государственной поддержки, сосредоточение 90% её объектов в столице края, и, наконец, слабая координация деятельности, отсутствие стратегии взаимодействия.

   В этой связи Коалиция планирует проведение следующих мероприятий:

-   Создать ресурсно-информационный центр, в котором будет сосредоточена информация о всех элементах инфраструктуры поддержки, их возможностях и условиях.

-   Оказывать содействие краевыми муниципальным властям в создании и развитии в городах и районах края организаций по поддержке и развитию малого предпринимательства: агентств, центров, фондов и других структур:

  •    Регионального краевого агентства «Технополис КАС» по поддержке малого и среднего предпринимательства в г.Комсомольске-на-Амуре, Амурском и Солнечном районах;
  •    Фонда поддержки малого предпринимательства Нанайского района;
  •    Предпринимательского комплекса в Бикинском районе;
  •    Бизнес-инкубатора региона КАС (Комсомольск-Амурск-Солнечный)

3.2.2.Обеспечение информационной поддержки;

Расширение возможностей информационного обеспечения малого предпринимательства будет происходить за счет:

-   модернизации и постоянного пополнения информационных ресурсов членов Коалиции;

-   создания собственного Интернет-сайта Коалиции;

-   проведения целевых теле- и радиопрограмм, организации  рубрик в краевых и местных газетах, направленных на освещение вопросов развития и поддержки малого предпринимательства;

-   подготовки, издания и распространения информационных пособий, сборников, по вопросам деятельности, развития и поддержки малого предпринимательства в крае;

-   издания информационного бюллетеня Коалиции;

-   формирования справочно-библиографического фонда.

3.2.3.Формирование положительного образа предпринимателя;

Для успешного решения проблем развития малого предпринимательства, организации равноправного диалога с властью, поддержки населения необычайно важными являются как формирование положительного образа предпринимателя, так и  пропаганда малого предпринимательства, как одного из важнейших факторов развития экономики и стабилизации общества.

В 2004 году Коалиция будет:

-   Взаимодействовать с Правительством края в организации и проведении краевого конкурса «Предприниматель года»;

-   Готовить мероприятия в рамках празднования «Дня предпринимателя», отмечаемого ежегодно в крае;

-   Проводить целевые теле- и радиопрограммы, вести специальные рубрики в печатных СМИ с целью формирования позитивного образа предпринимателя, организовывать встречи и заседания "круглых столов" с участием специалистов, ведущих экспертов, журналистов, представителей органов исполнительной, законодательной власти и предпринимателей .

-   Проводить цикл конференций по вопросам внедрения основ деловой культуры и бизнес этики.

3.2.4.Содействие производственной и инновационной поддержке малого предпринимательства, углублению интеграции и развитию кооперированных связей;

Отсутствие финансовой поддержки проектов, основанных на
долгосрочном кредитовании, а также системы мер по снижению риска венчурного
финансирования, не стимулирует развитие производственной  и инновационной деятельности малого предпринимательства.

Деятельность Коалиции в 2004 году будет направлена на поддержку малого инновационного предпринимательства, как одного из решающих факторов повышения эффективности экономики и конкурентоспособности отечественной продукции.

Предусматривается привлечение малого инновационного предпринимательства к участию в создании новых высокотехнологичных производств, в том числе в области переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Развитию малого предпринимательства в производственной сфере может способствовать кооперация крупных и малых предприятий. Существующие формы их взаимодействия не позволяют в полной мере использовать потенциал друг друга для совместной деятельности. Одной из причин такого положения является недостаточная развитость производственного сектора малого бизнеса.

Крупные и средние предприятия, в отличие от малых, в большей степени обладают необходимыми основными фондами, более современным оборудованием, производственными помещениями и выступают как заказчики для многих производственных, торговых и сервисных малых предприятий.

Взаимодействие крупного и малого бизнеса можно осуществлять, прежде всего, через систему субконтрактации, основой которой является создание информационной базы данных о взаимных возможностях и потребностях, а также реестра предприятий, заинтересованных во взаимодействии.

В целях углубления интеграции и развития кооперированных связей, продвижения продукции предпринимателей в другие регионы, предстоит продолжить содействие выставочно-ярмарочной деятельности малого предпринимательства.

В рамках ресурсно-информационного центра Коалиции будет создан Реестр субъектов МП, заинтересованных в развитии кооперативных связей с крупным и средним бизнесом.

3.3. Содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития общественных объединений и профессиональных ассоциаций предпринимателей.

Взаимодействие власти и бизнеса, дальнейшее содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций   и  объединений  предпринимателей  для   решения   отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите  интересов предпринимателей. Активизация взаимодействия предпринимательского сообщества со структурами краевых органов власти и местного самоуправления , при сочетании их интересов, направленных на максимальное снижение административных, экономических и иных барьеров, создает условия для установления благоприятного делового климата, эффективного развития бизнеса в приоритетных отраслях экономики края.

Коалиция намерена добиваться повышения роли предпринимательских объединений и превращения их в важный инструмент цивилизованного ведения бизнеса.

Осуществление этой задачи предполагается за счет следующих мер:

-   создание центра по обучению принципам создания, руководства и развития деловых объединений и отраслевых ассоциаций;

-   оказание содействия установлению и развитию деловых контактов предпринимательских сообществ и координации их действий, а также установлению контактов по обмену опытом между российскими и зарубежными отраслевыми и общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей;

-   содействовать внедрению практики заключения соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами власти края и местного самоуправления по социально-экономическому развитию отраслей и территории;

-   организовать участие представителей Коалиции в рабочих комиссиях, Советах, коллегиях при органах власти края и органах муниципальных образований;

-   регулярно проводить обсуждение вопросов взаимодействия бизнеса и власти на рабочих встречах, семинарах и заседаниях «круглых столов»;

-   добиваться передачи органами исполнительной власти общественным и отраслевым объединениям части регулятивных функций (контроль за безопасностью проведения отдельных работ, подготовку и представление документов в лицензионные органы, проведение конкурсов, тендеров и др.);

4.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основным механизмом реализации программы является ежемесячное составление планируемых мероприятий.

Координацию деятельности членов Коалиции по выполнению мероприятий программы осуществляет Дальневосточная Торгово-промышленная палата.

Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления, при активном участии предпринимательских структур и их объединений, в том числе, и не входящих в Коалицию.

Для реализации Программы предусматривается привлечение внебюджетных источников, включая средства зарубежных организаций и собственных средств членов Коалиции.

5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Программа позволит улучшить экономические показатели хозяйствующих субъектов малого предпринимательства края, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, увеличить их долю в производственной, строительной сфере, снизить административные барьеры на пути развития малого бизнеса. Вклад малого предпринимательства в валовом выпуске продукции, работ и услуг всех отраслей экономики края возрастет до 10-12 процентов