Поиск

Саратовская область

 ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Изменим жизнь к лучшему!
Коалиция общественных объединений Саратовской области
«Единство действий»

Введение

За последние несколько лет Россией были преодолены последствия дефолта 1998 года, Россия вновь получила перспективные рейтинги международных организаций. Ведутся активные переговоры по вступлению России в ВТО, серьезными темпами растет ВВП, экспорт, бюджетная обеспеченность граждан. Продолжался процесс демократизации общества. Вместе с тем, увеличивается неравномерность развития регионов РФ, зависимость страны от экспорта минеральных ресурсов.

Несмотря на позитивные сдвиги в экономике, на принятие антибюрократических поправок в законодательство, происходит значительный рост расходов на государственный аппарат, увеличивается армия чиновников. Все это создает дополнительные трудности для существования, развития малого бизнеса в стране, регионе. Доля малого бизнеса в внутреннем валовом продукте по-прежнему незначительна и не может существенно влиять на формирование региональных бюджетов. В Саратовской области это около 10%. Мала и средняя заработная плата занятых в малом бизнесе. В Саратовской области число малых предприятий составляет около 16 тысяч, при численности занятых в них не более 110 тыс. человек. Предпринимателей без образования юридического лица чуть более 80 тысяч. Для области с населением около 3 млн. человек это пренебрежимо мало.

Наша задача состоит в проведении работы, позволяющей малому бизнесу добиться большего признания сообщества, заставить власть считаться с ним, признать его движущей силой общества, от которой зависит будущее страны. Чиновники должны понять, что только малый и средний региональный бизнес способен создавать новые рабочие места, обеспечивать в долгосрочном плане рост бюджетных поступлений. Несмотря на привычное удобство работы с крупным бизнесом, государство должно осознать, что в условиях все возрастающей конкуренции с транснациональными корпорациями большой бизнес будет сокращать численность занятых на своих предприятиях, и сокращаемые работники смогут найти работу только в развивающихся малых и средних предприятиях.

Положительные стороны 2003 года

Летом 2003 года  приняты поправки к региональному налоговому законодательству, позволившие удержаться на плаву мелкому торговому бизнесу и бизнесу, занимающему оказанием различных услуг. Несколько выросла покупательная способность населения, увеличились реальные доходы. Продолжался рост валового внутреннего продукта Саратовской области, стабилизировалась инфляция, увеличился рост экспорта из региона.

Отрицательные стороны 2003 года

По-прежнему, тормозом экономическая развития региона является отсутствие прозрачности, административные барьеры, замедление уровня инвестиций, замедление темпов роста уровня жизни, коррупция.

Продолжились снижение численности занятых в экономике и рост количества безработных.

Рост тарифов и цен на продукцию отраслей - естественных монополий, административно регулируемых тарифов, прежде всего услуг жилищно-коммунального хозяйства (они подорожали на 17,5%) и услуг пассажирского транспорта увеличивал издержки производства и ограничивал возможности предприятий. Уровень теневой экономики в регионе по экспертным оценкам составляет 30-50%.

Вместе с тем существенный дефицит квалифицированных кадров продолжали испытывать предприятия металлургии, машиностроения и металлообработки, легкой промышленности, а также транспорта

Несмотря на рост реальной заработной платы, увеличивался разрыв между уровнем доходов населения области и Российской Федерации в целом.

Что мы можем ожидать?

Мы ожидаем, что положение малого бизнеса в регионе не будет улучшаться – негибкая система налогообложения , административные барьеры, жесткая конкуренция со стороны национальных компаний приведут  к замедлению роста количества малых предприятий, снижению уровня налогов, собираемых в региональные и местные бюджеты. Значительное влияние на бизнес- среду окажут предстоящие выборные компании, политизация бизнеса.

Программа защиты интересов на 2004

Как мы будем идти к намеченным целям?

Главное, к чему мы будем стремиться - это увеличение влияния бизнес-сообщества на механизмы принятия важнейших решений. Какие пути достижения этих целей?

В первую очередь, это обеспечение гласности, прозрачности в распределении бюджетных средств, здесь будут использованы различные способы информирования общества, информационные технологии.

Во- вторых, привлечение экспертов, делегированных общественными объединениями предпринимателей, к подготовке, экспертизе важнейших нормативных актов с последующим обнародованием результатов их деятельности.

В третьих, это повышение правовой защищенности, информированности малого бизнеса о современных возможностях, которые дала миру информационная революция. Только взяв на вооружение все последние достижения и новые технологии, малый бизнес может быть катализатором развития общества.

Задачи на 2004 год

Задача 1

Внесение изменений в нормативные акты, касающиеся налогообложения предпринимателей, находящихся на ЕНВД

Ситуация сложилась таким образом, что в начале 2003 года многие предприниматели, занимающиеся торговлей, бытовыми услугами были поставлены перед выбором - или закрываться или изменить параметры бизнеса таким образом, чтобы минимизировать последствия изменения условий налогообложения, при этом теряя существенную долю рынка, сокращая рабочие места.

Организации предпринимателей, в том числе, Коалиция, организовали общественные акции по изменению условий налогообложения. Поправки к региональному законодательству о ЕНВД были приняты. В то же время анализ условий ведения бизнеса предпринимателями различных видов деятельности показал, что перспективы у бизнеса, работающего на ЕНВД, нет. Поэтому первой задачей является мониторинг экономических условий ведения бизнес предпринимателями в 2003 году, представление аргументированной позиции в органы представительной и исполнительной власти по изменению в налогового законодательства.

Мы планируем регулярно измерять «температуру» предпринимательского климата и определять оптимальный уровень издержек, при которых возможно развитие малого бизнеса. Мы хотим, чтобы чиновники, наконец, поняли, что если не закладывать в структуру издержек, налогов возможность развития малого бизнеса, то налоговая база региона, бюджет неизбежно уменьшится, от этого проиграют все. 

Мы хотим помочь предпринимателям выбирать оптимальные режимы налогообложения, мы хотим заранее представлять поправки в законодательство, не доводя бизнес до экстремальных ситуаций, снижая градус противостояния с властями.

Для этого проведен построены финансово-экономические модели деятельности малых предприятий, проведен анализ экономического положения малого бизнеса, занимающегося преимущественно торговлей, в разных районах г. Саратова и муниципальных образований области

Следующая задача - убедить законодателей отменить действие ЕНВД для некоторых видов деятельности в том виде, в котором он действует сейчас. По нашему мнению, режим ЕНВД может работать только в условиях стабильности экономических условий в стране, при низкой инфляции на основные ресурсы, потребляемые предпринимателями. Однако стоимость услуг естественных монополистов несоразмерно растет по сравнению с возможностями повышения цен на услуги торговли, общественного питания, бытовые услуги и др., которые ограничены низкой покупательной способностью населения.

В декабре мы планируем провести круглый стол с представительными и исполнительными органами власти, заинтересованными структурами по проблемам налогообложения малого бизнеса. На круглый стол выносятся результаты анализа, сравнения применения специального режима налогообложения – ЕНВД в регионах РФ, находящихся в близких экономических условиях.

Будут доложены результаты всех исследований, сформированы предложения по изменению законодательства. Главная цель предлагаемых поправок - обеспечить гибкость системы налогообложения, позволяющую местному бизнесу оставаться конкурентоспособным в условиях глобализации рынка.

Мы будем способствовать изменениям законодательства, предоставляющим возможность выбора предпринимателями формы налогообложения.  Сейчас у предпринимателя такой возможности нет.

Задача 2

Создание более справедливой системы распределения госзаказа на уровне региона, муниципального образования

В настоящее время только небольшая часть регионального, муниципального бюджета распределяется на торгах. Причем даже победа в конкурсе не гарантирует заключения договора на поставку, и, тем более, его реализации.

Около половины таких предприятий-победителей затем фактически бывают отстранены от поставок бюджету.

Здесь мы стремимся к максимальной прозрачности, открытости процедур. Мы хотим добиться, чтобы соблюдались основополагающие принципы добросовестной конкуренции, принципы законности, равного доступа, гласности, открытости.

Мы выявили недостатки регионального законодательства и противоречия с федеральным законодательством. Теперь мы будем добиваться внесения поправок в нормативные акты, регламентирующие проведение закупок для муниципальных нужд и государственных нужд на уровне региона. Для этого проведем фокус-группы по проблеме, депутатские слушания с участием регионального министерства экономики, на одном из мероприятий расскажем о положительном опыте других регионов, подготовим и опубликуем сравнительный информационный материал о ходе закупок продукции и услуг ведомствами. Мы хотим принять участие в создании четких автоматизированных процедур и правил, уменьшающих влияние чиновников на принятие решения о закупках.

Будем содействовать созданию электронной информационной системы, информирующей всех заинтересованных лиц, предпринимателей о проводимых в регионе конкурсных торгах, будет подготовлена соответствующая страница на сайте.

Будем регулярно организовывать круглые столы с участием ведомств, осуществляющих закупки, предпринимателей, членов Коалиции.

Задача 3

Обеспечение предпринимателей информационными услугами

Одна из главных проблем – отсутствие у большинства предпринимателей правовых знаний, грамотности в отношении знаний гражданского Кодекса РФ, своих законных прав во время открытия и ведения предпринимательской деятельности, это актуальная задача для предпринимателей в условиях значительного давления со стороны контролирующих органов государственной власти, муниципальных органов.

Пока еще органы власти не ощущают себя партнерами бизнеса, предпринимателям приходится отстаивать свои права на существование. Региональная бизнес- коалиция(RBC) будет вносить свой вклад в решение этой проблемы. С этой целью действует консультационный пункт, в котором оказываются услуги юрисконсульта и услуги консультанта-экономиста по открытию и ведению бизнеса. Будет продолжен выпуск  информационного бюллетеня Коалиции, отражающего деятельность бизнес-объединений, работающих в регионе. Региональная бизнес-коалиция будет способствовать укреплению общественных объединений предпринимателей путем создания базы данных по фондам, оказывающих поддержку общественным организациям предпринимателей, оказанию им помощи при формировании заявок на грантовую поддержку.

Задача 4

Снижение административных барьеров

Несмотря на активное противостояние чиновничьим барьерам со стороны предпринимательского сообщества, проблема сохраняет свою актуальность.

Административные барьеры, воздвигнутые саратовскими чиновниками при оформлении предпринимателями права аренды или права собственности на городские земельные участки, являются серьезным препятствием на пути развития бизнеса в регионе. То, чем мы планируем заниматься в этом направлении – привлечение коалицией специалистов высокого класса, способных подготовить качественные управленческие решения, позволяющие нейтрализовать те или иные отрицательные факторы, введение этих специалистов в состав рабочих групп при органах исполнительной и законодательной власти. Снижению барьеров будет способствовать и консультирование предпринимателей и проведение публичных мероприятий – круглых столов, слушаний по этой проблеме.