Поиск

Самарская область

 

ПРОГРАММА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Коалиция бизнгес-ассоциаций Самарской области
ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на трудные условия выживания, за последние пятнадцать лет малый бизнес уже  стал в России важным сектором экономики. Сегодня он насчитывает около 850 тыс. предприятий и 4,5 млн. индивидуальных предпринимателей, создающих 15 млн. рабочих мест и 12% ВВП России. Однако, это гораздо меньше, чем в любой другой развитой стране мира.

В Самарской области развитию данной отрасли экономики придается большое значение.  Общепризнанным показателем развития сектора малого бизнеса является плотность малого предпринимательства, рассчитанная как число субъектов малого бизнеса в расчете на 1000 жителей. Для области данный показатель составляет 40 субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей, в том числе 10 малых предприятий на 1000 жителей и 30 индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей.

Анализируя развитие сферы малого бизнеса Самарской области за 1999-2002 годы, мы видим, что количество субъектов малого предпринимательства увеличивается. Рост наблюдается за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей. Доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства в среднем составляет 10-12 % от общего объема произведенной продукции всеми предприятиями области. Наибольший объем продукции (около 80%) приходится на малые предприятия торговли, общественного питания, строительства и промышленности. Средняя составляющая занятых в этой отрасли экономики составляет 27 % от общего количества работающих Самарской области. Но тем не менее, состояние экономики Самарской области и ее перспективы развития являются не такими показательными. Отсутствие заметной динамики в развитии малого предпринимательства в Самарской области свидетельствует о наличии определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса.

На основе обобщения информации, поступившей от предпринимательских сообществ, можно выделить следующие препятствия:

-   ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к важным ресурсным рынкам, выражающаяся в отсутствии информационной базы данных о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных помещений, мощностей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот, об условиях их использования и приобретения малыми предприятиями;

-   ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;

-   нерешенность на практике проблем по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь – со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства;

-   большая налоговая нагрузка на малый бизнес, недостаточность дифференциации в налогообложении различных категорий предпринимателей, являющихся одним из основных факторов ухода предпринимателей в «теневой» сектор экономики;

-   высокий уровень криминализации в сфере предпринимательства, наличие «теневого» сектора экономики;

-  сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и сложившейся структуры инвестиций, не стимулирующей развитие производства;

-   многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям (навязывание невыгодных условий договоров, нарушение установленного порядка ценообразования, изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступа на рынок, установление монопольно низких цен);

-   недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров и организаторов предпринимательской деятельности и т.д.

Преодоление данных препятствий и легло в основу Программы представления и защиты интересов малого бизнеса Коалиции Самарской области.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Положение малого бизнеса годами служит темой для обсуждения на различных уровнях власти. Однако работа малого предпринимателя до сих пор больше напоминает отчаянные попытки выжить в борьбе со «стихией». Хотя в последние годы принимаются законопроекты, направленные на улучшение условий для этой сферы бизнеса легче жить малому предпринимателю не стало. В результате сложившейся ситуации общественные организации Самарской области по представлению и защите интересов малого бизнеса решили объединиться в Коалицию, определив следующие проблемы:

·   Дефицит финансовых ресурсов:

-   Более 60 % предприятий малого и среднего бизнеса имеют потребность во внешнем финансировании текущей деятельности и инвестиционных проектов;

-   Менее 25 % предприятий малого и среднего бизнеса привлекает кредиты банков.

·   Несовершенство нормативно-правовой базы:

-   40 % предприятий малого и среднего бизнеса не удовлетворены действующими нормативно-правовыми актами в области лицензирования, налогового и бухгалтерского учета.

·   Административные барьеры:

-   30% предприятий малого бизнеса имели конфликты с государственными организациями.

·   Информационное обеспечение:

-   Предприятия малого бизнеса остро нуждаются в информации о поставщиках    (76 %), рынках сбыта (56 %), источниках финансирования (42 %) и новых технологиях (41 %).

   Однако в развитии малого бизнеса существует целый ряд проблем, не ограничивающийся только развитием элементов рыночной инфраструктуры. Они базируются на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации и реализуются специализированными объектами инфраструктуры органов исполнительной власти через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса, финансируемый за счет средств бюджетов различных уровней. Поэтому необходимо акцентировать внимание и на недостатках государственной системы поддержки малого предпринимательства, а именно:

·   Несовершенство нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие и государственную поддержку малого бизнеса и сопутствующих ей гражданско-правовых и административных отношений;

·   Нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

·   Нескоординированность деятельности объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, неравномерность их территориального расположения, высокий уровень коммерциализации, недостаточные объемы и качество оказываемых ими услуг.

   Данные проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Их решение возможно посредством реализации комплекса мер нормативного, информационного, организационного, административного, экономического и правоприменительного характера, изложенных в настоящем материале.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ

  Основная цель, которую поставила перед собой Самарская региональная Коалиция, - это представление и защита интересов малого бизнеса Самарской области на различных уровнях власти через:

-   широкое участие представителей малого бизнеса в формировании общественной политики;

-   создание правового поля и оказание информационных, консультационных и аналитических услуг малому бизнесу;

-   создание реального доступа к финансовым кредитным ресурсам, основным средствам, производственным фондам и помещениям государственной и муниципальной собственности.

Малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями между тем, без него невозможно функционирование современного общества и хозяйства и мы должны в условиях неопределенности, политической и экономической напряженности найти те пути решения проблем малого бизнеса, которые приведут к улучшению благосостояния, защите имеющихся ресурсов и экономической помощи предпринимателю.

   Программа представления и защиты интересов малого бизнеса Коалиции Самарской области представляет собой годовой план, принятый Самарской региональной коалицией, включающий в себя шесть основных задач и ставящий основным приоритетом – экономический рост в Самарской области, который обеспечивает экономическое развитие региона.

ЗАДАЧИ:

1. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.

Совершенствование нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности является одним из важных элементов создания благоприятных условий для развития малого бизнеса. С изменение федеральной нормативной правовой базы необходимо разрабатывать и корректировать областные нормативные правовые акты, учитывая особенности региона, что приводит к необходимости проведения экспертизы законопроектов и актов органов местного самоуправления. Для осуществлении экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов малого бизнеса необходимо постоянное участие общественных объединений предпринимателей, которые бы лоббировали интересы субъектов малого бизнеса. А при сборе и анализе достоверной информации об влиянии законопроектов и актов органов местного самоуправления на предпринимательскую деятельность и экономическое положение территории и привлечение к экспертизе самих представителей бизнеса. В рамках выполнения данной задачи планируется:

·   Войти в состав всех межведомственных комиссий исполнительной и законодательной власти различных уровней по представлению интересов малого бизнеса;

·   Регулярно проводить встречи, круглые столы с представителями законодательной и исполнительной власти;

·   Освещать в средствах массовой информации работу Коалиции по внесению изменений в законопроекты, представляющие интерес для малого и среднего бизнеса;

·   Заключить Соглашение с Самарской Губернской Думой по взаимодействию в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов Самарской области в целях:

-   обеспечения более полного и всестороннего обсуждения законопроектов Самарской области, находящихся на рассмотрении в Самарской Губернской Думе по регулированию всех видов предпринимательства;

-   выработки и укрепления единой системы взаимодействия в части осуществления экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, принимаемых с целью законодательного регулирования предпринимательства.

  • Исследовать соответствие некоторых законов с тем, чтобы устранить противоречия;

  • Открыто говорить о случаях нарушения или избирательного отношения к субъектам малого бизнеса в рамках применения законодательства;

  • Выступать за правовую защищенность предпринимателей, малых и средних предприятий;

  • Создать Третейский суд и содействовать формированию кадров судей в области экономического регулирования.

2. Упрощение администрирования малого предпринимательства.

Продолжает оставаться актуальной проблема существования административных барьеров для малого и среднего бизнеса, что создает элемент недоверия к органам государственной власти со стороны предпринимательского сообщества. Для их преодоления предусматривается постоянный и системный мониторинг образования административных барьеров, анализ проблемных ситуаций. Программой предусматриваются мероприятия с участием представителей малого бизнеса, представителей общественности, контролирующих органов и СМИ для обсуждения происходящих событий, нахождения компромиссных решений и выработки согласованных действий по преодолению административных барьеров. В рамках работы Коалиции планируется:

·   Выступить с предложением определения ограниченного перечня органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) над деятельностью субъектов предпринимательской деятельности;

·   Отслеживать ситуации навязывания малым предприятиям вынужденных услуг предприятий (организаций), так или иначе сопряженных с контролирующими органами;

·   Выступить с законодательной инициативой об отмене всех норм, введенных ведомствами, содержащих требования к деятельности предприятий малого и среднего бизнеса и правила проведения проверок. Установление порядка, когда соответствующие нормы и правила могут вводиться только законодательными актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации  в пределах их компетенции;

·   Изучить возможность установления единого порядка регистрации, постановки на учет, лицензирования, заключения договоров аренды и другой разрешительной документации на основании принципа «одного окна» на территории Самарской области.

3. Развитие системы финансово-кредитного обеспечения и государственной поддержки малого бизнеса.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса связано, в первую очередь, с решением задачи доступности к финансовым ресурсам, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчет на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами пользуется лишь один процент малых предприятий, т.к. банковский сектор поддерживает очень высокие процентные ставки, которые не стимулируют развитие малого бизнеса и не способствуют привлечению инвестиций на территорию области. В целях расширения  возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим направлениям:

·   Разработка и реализация новых финансовых механизмов и имущественных технологий с привлечение средств банков, специализированных лизинговых компаний, обществ взаимного кредитования и обществ взаимного страхования;

·   Рассмотрение возможности создания на территории области механизмов, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;

·   Внесение предложений по включению в программу государственной поддержки малого бизнеса средств на  субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, предоставляемым субъектам малого бизнеса для стимулирования заинтересованности банков в кредитовании малого бизнеса;

·   Рассмотрение возможности включения в программу государственной поддержки малого бизнеса механизма частичной компенсации процентной ставки по кредитам для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с субъектами малого предпринимательства;

·   Проработка нормативных правовых документов финансово-кредитного обеспечения.

4. Оказание консультационной помощи.

   Создание областной общедоступной системы информационно-консультационных услуг будет в значительной степени стимулировать предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решение ряда социальных и экономических проблем региона. В этом направлении планируется:

·   Провести мониторинг развития малого бизнеса на территории Самарской области;

·    Организовать работу центра по оказанию бесплатных юридических и экономических консультаций для субъектов малого предпринимательства;

·   Проводить консультации по финансовому планированию, экспертизе проектов, анализу бизнес-планов;

·   Распространять среди субъектов малого бизнеса методический материал.

5. Развитие системы подготовки кадров малого бизнеса.

Развитие малого бизнеса в значительной степени сдерживается неподготовленностью руководителей субъектов малого предпринимательства к предпринимательской деятельности. Для обеспечения роста количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличения доли их деятельности в выпуске областного валового продукта необходимо решить задачу по подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого бизнеса в сфере основ хозяйственного права, бизнес-планирования, производства, управления персоналом, трудового законодательства и законодательства об охране труда, финансового анализа, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы. Решение данной задачи затруднено отсутствием подготовленных специалистов и консультантов в области малого бизнеса, постоянно изменяющемся законодательстве, а также несовершенством программ по подготовке руководителей малых предприятий и их собственников. Для реализации поставленной задачи планируется:

·   Провести анализ эффективности существующих обучающих Программ, определив приоритетность;

·  Заключить договора с обучающими центрами Самарской области;

·   Предоставить информацию бизнес-сообществу о возможности повышения уровня юридической и экономической грамотности.

·   Организовать и провести обучающие семинары;

·   Разработать и выпустить методические, справочные и информационно-аналитические материалы.

6. Совершенствование информационной поддержки малого бизнеса.

   Малый бизнес Самарской области испытывает значительные трудности в обеспеченности деловой и правовой информацией. По причине значительных материальных затрат на создание, постоянное пополнение и техническое сопровождение информационных баз (контроль за достоверностью, полнотой, актуальностью, новизной  информации и т.д.) делает стоимость такой информации недоступной руководителям многих малых предприятий. В тоже время инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования. Для формирования целостной картины развития малого бизнеса в Самарской области, реальной оценки инвестиционной привлекательности территории с точки зрения создания субъектов малого бизнеса и правового просвещения необходимо создать ресурсный банк данных, который бы регулярно пополнялся, расширялся и был доступен всем представителям малого бизнеса. Использование данной информации позволит представителям малого бизнеса лучше ориентироваться в нормативных правовых документах, в вопросах получения финансовых ресурсов, приобретения и эксплуатации современного оборудования, в том числе с использованием лизинга. Для решения данной задачи планируется:

·   Сформировать информационное поле малого бизнеса, объединив возможности и информационные ресурсы участников Коалиции;

·   Создать и технически обслуживать Интернет-портал, разместив на нем необходимую информационную базу для юридического и экономического просвещения представителей бизнеса;

·   Информировать субъекты малого бизнеса через средства массовой информации о работе Самарской региональной коалиции по поддержке и отстаиванию интересов малого бизнеса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

   В ходе реализации Программы представления и защиты интересов малого бизнеса Коалицией Самарской области надеемся, что будут достигнуты следующие результаты:

-   повысится активность со стороны государственных, муниципальных и общественных учреждений в области представления и поддержки малого бизнеса;

-   будут созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса на территории Самарской области;

-   произойдут изменения законодательной базы в сторону улучшения ситуации в малом бизнесе;

-   будет сформировано информационное поле для малого бизнеса;

-   повысится уровень юридической и экономической грамотности представителей малого бизнеса;

-   будет разработана система микрокредитования субъектов малого бизнеса Самарского региона;

-   к нам присоединятся представители других организаций и учреждений готовые поддержать и отстаивать интересы малого бизнеса.