Поиск

Республика Саха (Якутия)

 

Программа развития кредитной кооперации в Республике Саха(Якутия)

 

1. Введение.

Для развития экономики региона должна существовать развитая финансовая система, которой необходимо многообразие организационно-правовых форм действующих финансовых институтов.

На рынке финансовых услуг Республики Саха (Якутия) для предпринимателей легально действуют банки, кредитные кооперативы, государственные фонды поддержки предпринимательства. Если условно всех предпринимателей можно разделить на микропредпринимателей, крупный и средний бизнес, предпринимателей сферы производства и услуг, то микропредприниматели – это клиенты кредитных кооперативов, банки обслуживают средний и крупный бизнес, а государственные фонды должны поддерживать бизнес, связанный с производством и услугами.

Таким образом, каждый финансовый институт дополняет друг друга в финансовой системе региона.

Одновременно в связи со спецификой региона в развитии предпринимательства имеются объективные препятствия. В республике на огромной территории, занимающей седьмую часть территории Российской Федерации, проживает только около миллиона человек. Из-за низкой концентрации населения, отсутствия наземной транспортной инфраструктуры, удалённости населённых пунктов друг от друга, внутренний потребительский рынок ограничен. Это предопределяет убыточность производства большинства потребительских товаров и услуг на территории республики. На потребительском рынке республики возможно только создание мелкосерийного производства и услуг, характерных для малого бизнеса. По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ежегодно в республике регистрируется около 5 тыс. предпринимателей без образования юридического лица, однако не все они остаются на рынке. Доля субъектов малого предпринимательства в общем обороте организаций остаётся незначительной и составляет всего 11,0 процента. С другой стороны, рабочие места ограничены, так как в республике монополия трёх основных предприятий добывающих отраслей (алмазной, угольной и газовой), расположенных в 5 улусах, из 35, что предопределяет высокий уровень безработицы в остальных улусах, где кроме бюджетных, других стабильно работающих предприятий нет. Поэтому, чтобы иметь хоть какой-то источник доходов, население вынуждено заниматься мелким предпринимательством.

В малом бизнесе работает 13 процентов общего числа занятых в экономике республики Саха(Якутия). Несмотря на все объективные и субъективные препятствия, количество предпринимателей из года в год увеличивается. Для качественного развития малого бизнеса соответственно должна развиваться и система доступа к финансовым ресурсам. Банкам из-за малочисленности и неразвитости производства в обозримом будущем не выгодно развивать свою сеть в населённых пунктах, поскольку даже затраты в минимально требуемую банковским надзором инфраструктуру несоизмеримы с планируемыми доходами. Поэтому альтернативы кредитным кооперативам, как источникам доступного финансирования для предпринимателей в республике нет.

Кредитные кооперативы – это готовая инфраструктура для поддержки малого бизнеса, которая не требует содержания и специального финансирования. Государственные органы на местах могли бы включать кооперативы в целевые программы развития предпринимательства.

В последнее время акцент государственной поддержки сместился с прямого кредитования малых предприятий на поддержку развития инфраструктуры, обеспечивающей доступ предпринимателей к финансовым ресурсам. К примеру, в 2006г. принята федеральная программа развития системы кредитования субъектов малого предпринимательства. По этой программе оказывается поддержка кредитным кооперативам посредством субсидирования процентных ставок по кредитам российских банков, которые кооперативы используют для дальнейшего предоставления займов предпринимателям. Государственная поддержка, которую начал Минэкономразвития РФ очень своевременна и правильна. Она выполняет три задачи:

  • Первая – это поддержка предпринимателей, используя уже имеющуюся инфраструктуру.

  • Вторая – это поддержка кредитных кооперативов.

  • И третья - предполагается создание связей между банками и кредитными кооперативами. По аналогии с торговлей банки - это крупные оптовики, кредитные кооперативы – это розничная сеть.

Преимущества развития связки банки – кредитные кооперативы - субъекты малого предпринимательства очевидны для всех участников и выглядят следующим образом :

Кооперативы получают дополнительный источник для выдачи займов своим пайщикам, используют экономические преимущества банковской инфраструктуры.

Банки повышают доходность существующей инфраструктуры за счёт:

  • Сети кредитных кооперативов, действующих в малых населённых пунктах путём размещения кредитных ресурсов, а также реализации других финансовых услуг.

  • Привлечения новых клиентов с минимальными рисками и с возможностью перекрестной продажи услуг.

  • Размещения избыточной ликвидности.

  • Уменьшения убытков от невозвратов кредитов.

  • «Фильтрации» потенциальных клиентов.

  • Получение клиентов с «кредитной историей»получение информации об отрицательных кредитных историях.

  • Использования средств кредитных кооперативов за счёт их безналичного использования банком.

  • Уменьшения затрат по анализу, оформлению займов, мониторингу, и т.п.

Однако в ходе реализации федеральной программы выявлены недостатки, которые необходимо оперативно устранять, чтобы механизм создаваемой связки банки – кредитные кооперативы – субъекты малого предпринимательства работал без сбоев.

Кроме этого, сдерживает развитие кредитной кооперации недоработки в существующем законодательстве. Поддержка в обеспечении разработки и принятия необходимой нормативно-законодательной базы по кредитным кооперативам могли бы стать важными направлениями государственной поддержки малого бизнеса в плане расширения их возможностей по обеспечению доступа к финансовым ресурсам, диверсификации доступных малым предприятиям финансовых технологий. Далее отметим, что развитие кредитных кооперативов способствует решению принципиальной задачи - вовлечению в кредитование малого бизнеса частных средств, которые обычно хранятся «в чулках».

Цель данной работы выявить проблемы развития кооперативов в регионе, как финансовых институтов поддержки предпринимательства и на основании проведённого анализа предложить программу развития кредитной кооперации в регионе.

1.Анализ современного состояния кредитной кооперации в регионе.

Финансовый сектор Республики Саха(Якутия) как и в других областях Российской Федерации представлен Филиалом Сбербанка РФ, местными коммерческими банками, филиалами других коммерческих банков, страховыми компаниями, двумя негосударственными пенсионными фондами, государственным фондом поддержки предпринимательства. Особенность этого сектора в том, что в основном эти все организации находятся в крупных населённых пунктах. Даже отделения Сбербанка РФ, имеющие самую разветвлённую сеть, полностью республику не охватывают. Поэтому создание кредитных кооперативов особенно актуально для нашей республики, где во многих населённых пунктах нет банковских учреждений, население не может получить услуги ни по сбережению денег, ни по получению займов. Вследствие этого инвестиционный потенциал личных сбережений не используется. Так, превышение доходов над расходами по данным Госкомстата Республики Саха(Якутия) ежегодно составляет более 8 миллиардов рублей. И даже там, где имеются банки, кредитная кооперация не является их конкурентом, а служит дополнением к банковской сфере, так как работает только с физическими лицами и с такими маленькими суммами, которые невыгодны для банков. Таким образом, кредитные кооперативы являются необходимой формой организации финансовой взаимопомощи в условиях Крайнего Севера, позволяющей вовлекать в оборот мелкие частные сбережения, что выгодно как для экономики региона, так и для населения.

Таблица 2 Кредитная кооперация представлена в Республике Саха (Якутия) следующими типами кредитных кооперативов:

 

Типы кредитных кооперативов

Законы, регламентирующие их деятельность

1.

Кредитные потребительские кооперативы граждан

«О кредитных потребитель ских кооперативах граждан» от 7.08.2001г №117 ФЗ

2.

Кредитные потребительские кооперативы

Статья 116 ГК РФ

3.

Потребительские общества финансовой взаимопомощи

Статья 116ГК РФ

4.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы

«О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995г.№193-ФЗ с изменениями

Наиболее полно из всех представленных типов кредитных кооперативов правовое положение определено у кредитных потребительских кооперативов граждан. Следует отметить, что второй и третий типы кредитных кооперативов существуют из-за недоработок в законе «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Так, к примеру, в указанном законе численность пайщиков ограничивается двумя тысячами. Во многих кооперативах количество пайщиков больше. В настоящее время закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан» дорабатывается Минфином РФ.

Сельскохозяйственные КПК получили наибольшее развитие в Республике с 2006 года в связи с принятием приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Всего на 1 января 2007г. Минсельхозом Республики создано 102 кооператива и процесс этот продолжается. Вообще-то кооперативное движение в Республике развивается как «инициатива снизу», в этом его сила. В отличие от других типов кредитных кооперативов сельскохозяйственные КПК – эта инициатива Министерства сельского хозяйства РС(Я).

Движение кредитной кооперации в республике Саха(Якутия) началось с создания в 1998г. Кооператива «Выбор». По данным налоговых органов по состоянию на 1 января 2007г. в республике создано 142 кооператива, из них кредитных кооперативов несельскохозяйственных только 40.

В 2003г. создана Первая Ассоциация Кредитных Обществ РС(Я) (ПАКО).

Цель объединения - улучшение качества работы организаций входящих в Ассоциацию и стимулирование создания новых кредитных кооперативов, для обеспечения доступа к источникам финансирования населению с низкими доходами.

На 1 января 2007г. в ПАКО входит 17 кооперативов граждан, из 40 учтённых налоговыми органами.

Кооперативами Первой ассоциации кредитных обществ Республики Саха (Якутия), их филиалами и офисами охвачено 23 улуса из 35 улусов, или 65,7 процентов Республики. Количество пайщиков на начало 2007г. достигло 22 тыс.человек, что примерно составляет 2 процента населения Республики. По данным отчётов, представленных кооперативами в ПАКО, в кооперативах представлены все слои населения Республики, начиная от студентов до пенсионеров. Три четверти пайщиков – это служащие и пенсионеры. При этом в основном пенсионеры активно вкладывают личные сбережения в кооперативы, поскольку компенсация, предлагаемая кооперативами, превышает размеры процентов по вкладам в банках.

Несмотря на то, что по численности удельный вес предпринимателей в составе пайщиков небольшой - всего 16 процентов, доля предпринимателей в выдаваемых займах достигает – 31,2 процента. Займы предоставляются предпринимателям на пополнение оборотных средств, приобретение недвижимости, оборудования, автотранспорта, оплаты услуг, приобретения сырья и материалов для производства. Более 80 процентов, обслуживаемых кооперативами ПАКО субъектов малого предпринимательства – это женщины.

С развитием кооперативного движения возрастает доверие жителей республики к кооперативам. Так, сумма личных сбережений, приходящаяся на один кооператив ПАКО возросла с 1,8 млн.рублей в 2003г. до 13,8 млн.рублей в 2006г. В 2006 году более 20 млн. рублей личных сбережений было вложено в четыре кредитных кооператива. В этих кооперативах сумма сбережений колеблется от 26,7 млн.рублей до 67,4 млн.рублей. Доверие к кооперативам ПАКО оправдано, поскольку кооперативы уделяют большое внимание наращиванию собственных средств, которые служат гарантией безопасности возврата личных сбережений. Доля собственных средств в общей сумме активов кооперативов составляет 21,8 процента. Если сравнить сумму собственных средств с личными сбережениями, то на каждые 100 копеек сбережений кооперативы имеют 35 копеек собственных средств.

Динамика основных показателей деятельности кооперативов ПАКО приводится для сопоставимости в расчёте на один кооператив:

Таблица 3. Динамика основных показателей деятельности кооперативов ПАКО в расчёте на один кооператив (млн.руб.)

 

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2006г.в % к 2003г.

Сумма личных сбережений

1,8

2,9

5,2

13,8

в 7,7 раза

Портфель займов

3,2

3,2

13,3

19,8

в 6,2 раза

Выдано займов предпринимателям

2,2

2,9

4,0

8,1

в 3,4 раза

Как видно из представленных данных, начиная с 2005г. портфель займов и сумма привлекаемых личных сбережений стали увеличиваться быстрыми темпами. Это объясняется тем, что в основном кредитные кооперативы были созданы в 2002-2003 годах. Первые годы идёт отработка механизма работы, налаживается бухгалтерский и оперативный учёт. Расширяется круг членов. Займы выдаются ограниченному количеству пайщиков, идёт взаимное изучение, как кооперативами своих членов, так и наоборот. Все кредитные кооперативы граждан, входящие в ПАКО, начали свою деятельность без государственной и другой какой-либо поддержки со стороны. Это с одной стороны сильно снижает возможности по выдаче займов, с другой – наиболее полно реализуется основной принцип кредитной кооперации, принцип финансовой взаимопомощи. Доказано, что преодоление бедности путём самоорганизации и взаимной поддержки населения без привлечения государственной помощи это один из самых эффективных инструментов борьбы с бедностью. На примере кооперативов ПАКО можно сказать, что большинство малых предприятий получают займы на протяжении многих лет и их бизнес расширяется с ростом возможностей кооперативов

Средний размер займа на предпринимательские цели в 2006г. возрос до 190 тыс. рублей против 65 тыс.рублей в 2003г. В течение анализируемого периода средний размер займов, выдаваемых предпринимателям, в несколько раз превышал займы на потребительские цели. Только с введением в практику отдельных кооперативов с 2005г. ипотечных займов началось постепенное выравнивание среднего размера займов на предпринимательские и потребительские цели. Обычно размер займа на одного предпринимателя составляет от 30 до 500 тыс.рублей.

2.Развитие кредитных кооперативов граждан как инфраструктуры поддержки предпринимательства. (Проблемы и пути их решения).

Есть две основные проблемы, с которыми сталкиваются кооперативы ПАКО при работе с предпринимателями. Первая – нехватка ресурсов. Решение этой проблемы требует поиска дополнительных источников финансирования кроме привлечения личных сбережений пайщиков и накопления собственных средств – это могут быть банковские кредиты, гранты, государственная поддержка, однако тут возникают сложности.

А. Банковский кредит.

У большинства кооперативов нет обеспечения, удовлетворяющего требованиям банков. Обеспечением, приемлемым для банков обычно служит недвижимость. Очевидно, что многие кооперативы не имеют собственных помещений, поскольку начали свою деятельность после принятия в 2001году Закона о кредитной кооперации и за 5 лет не накопили достаточно средств для приобретения недвижимости. Вследствие этого только два кооператива в Республике Саха (Якутия) смогли принять участие в программе субсидирования процентных ставок по кредитам банков, принятой Минэкономики РФ в рамках государственной поддержки малого предпринимательства. Чтобы эта программа заработала, и связка банки – кредитные кооперативы – малые предприятия действовала необходимо создавать государственные гарантийные фонды. Для этих фондов обеспечением мог бы служить портфель займов кредитного кооператива. Например, ПАКО обратилась с письмом в Министерство предпринимательства РС(Я), чтобы на часть средств, предусмотренных из бюджета Республики на программу субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, полученным кооперативами, образовать гарантийный фонд, в счёт которого кооперативы в зависимости от своих оборотов могли бы получать кредиты в банках и работать с предпринимателями. Ассоциация могла бы предложить механизм, при котором право получения кооперативами кредитов в счёт гарантийного фонда соответствовало их активам, или портфелю займов, выданных предпринимателям.

Кроме этого, государство может стимулировать кредитные кооперативы наращивать объём собственных средств. За счёт собственных средств кооперативы могут строить или приобретать офисные помещения. Наличие собственной недвижимости является одной из гарантий устойчивой работы кооператива, по двум причинам: во-первых, средства, вложенные в недвижимость не обесцениваются, во-вторых, собственная недвижимость может служить обеспечением при привлечении дополнительных ресурсов. Основным источником образования собственных средств до 2002г. были отчисления в фонд финансовой взаимопомощи сумм превышения доходов над расходами. Поэтому многие кооперативы, созданные в девяностых годах имеют свои офисы. В этом было преимущество кредитного кооператива, как некоммерческой организации. Полученная прибыль не распределялась и не облагалась налогом. Все заработанные средства шли на развитие кооператива. Однако, в связи с изменениями, введенными в Налоговый Кодекс в 2002г. некоммерческий статус кредитных кооперативов фактически отменился. Теперь все доходы, получаемые кредитными кооперативами, считаются внереализационными, и их превышение над расходами облагается налогом на прибыль. В связи с этим кредитные кооперативы потеряли самый главный источник пополнения собственных средств. Подход к этому вопросу не должен быть формальным «бухгалтерским». Что это значит? В настоящее время в финансовой сфере преобладают банки, которые являются коммерческими организациями, их цель-получение прибыли. Банки создают богатые и обслуживаются там небедные люди. Бедные – объединяются в кредитные кооперативы с целью финансовой взаимопомощи. Деятельность кредитных кооперативов, как некоммерческих организаций направлена на удовлетворение потребностей членов кооператива, а не на извлечение прибыли. Члены кооператива являются собственниками кооператива, и финансовая взаимопомощь осуществляется внутри кооператива. Основная уставная деятельность не имеет ничего общего ни с выполнением работ, ни с оказанием услуг, так как кооператив, как юридическое лицо, представляет всех собственников и обеспечивает представление финансовой взаимопомощи между членами кооператива. Это означает, что при заключении договора займа в кредитном потребительском кооперативе граждан отсутствует «реализация», поскольку необходимым условием реализации является возмездное оказание услуг одним лицом другому. В данном случае происходит фактическое предоставление займов пайщикам из средств самих пайщиков, т.к. проценты, выплачиваемые за пользование кредитом, являются доходом не кредитного союза, а пайщиков».

Перейдём теперь к понятию «внереализационный доход». Во-первых, если основная уставная деятельность не считается «реализацией», то почему она должна считаться «внереализационной». По логике «внереализационный доход» получают те организации, у которых основная уставная деятельность считается «реализацией», или основная уставная деятельность является некоммерческой, а доходы, относимые к внереализационным доходам, получены не от основной деятельности. Почему непрерывная уставная некоммерческая деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан, которая осуществляется в соответствии с законом и уставом должна считаться внереализационным доходом? Во-вторых, в соответствии со ст.41 НК РФ доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Кредитные кооперативы граждан не получают экономическую выгоду. Поступающие от членов кооператива средства в виде процентов образуют у кооператива обязательство перед другими членами кооператива оплатить им компенсацию за использование их средств и возместить расходы кооператива на организацию финансовой взаимопомощи по утверждённой смете, т.е., сколько денег поступило, столько и использовано по смете.

С бухгалтерской точки зрения на 86 счёте начисленные проценты (дебет счёта), одновременно являются кредитом этого счёта и сокращаются по мере использования этих средств строго по назначению, и в конце года закрываются по смете.

КПК граждан не получают от основной уставной деятельности никакого дохода от реализации, ни внереализационного дохода. Следовательно, они не могут являться плательщиками налога на прибыль. Одновременно, если есть предпринимательская деятельность (не основная), то налог на прибыль возникает, с этим никто не спорит.

Таким образом, недостатки Налогового Кодекса не позволят кооперативам развиваться за счёт собственных средств, уменьшат ресурсную базу, закроют доступ к банковскому кредиту, повлияют на устойчивость кооперативов, и, в конечном счёте, не позволят создать многообразную финансовую систему, необходимую для развитой экономики.

Б. Административные барьеры.

Вызывает сожаление, что кроме недоработок в государственной программе поддержки предпринимательства и в Налоговом Кодексе кооперативы сталкиваются с административными барьерами. Так, три кооператива ПАКО столкнулись с искусственными административными барьерами при переводе квартир, купленных под офис, в нежилое помещение. С кооперативов требовали деньги на строительство детской площадки, при этом прямо говорили, что требуемые суммы будут уменьшены в 12 раз, если они будут переданы в виде наличных в руки сотрудников администрации. Как мэрия города Якутска, так и правительственные чиновники, ответственные за разработку Налогового Кодекса не учитывают того, что кооперативы, выдавая займы, не только увеличивают оборот организаций сферы услуг и торговли, улучшая экономическую ситуацию в регионе, но и напрямую пополняют своими ежемесячными платежами местные бюджеты. Чем больше личных сбережений вкладывается в кооперативы, тем большая сумма подоходного налога (НДФЛ) поступает в местные бюджеты. Как уже отмечалось выше личные сбережения в кооперативах – это мелкие суммы, которые в отсутствие кооперативов хранились бы в «чулках». К примеру, за 2006г. кооперативы ПАКО заплатили в бюджет г.Якутска около 11 миллионов рублей налога на доходы физических лиц, что почти в три раза превышает сумму перечисленную в 2005г. (4 млн.руб.), т.е.каждый год сумма перечисленного налога возрастает в разы.

В. Гранты.

Что касается грантов, то сейчас много международных организаций, работающих в России. Однако, поиск грантодателей и спонсоров это большой труд, требующий знания иностранных языков и правильного оформления документов, т.е должен быть работник со специальной подготовкой, владеющий иностранными языками, которого на зарплату, предлагаемую кооперативами, найти очень трудно.

Вторая проблема – это высокий риск не возврата займов предпринимателями. Для решения этой проблемы, конечно, необходимо совершенствовать методы выдачи займов. Учиться, обмениваться опытом с другими кооперативами, изучать международный опыт. Все действующие кредитные кооперативы нуждаются в повышении квалификации своих работников. При этом надо понимать, что необходимо долговременное обучение, нереальны высокие ожидания за короткое время от созданных структур. Здесь я хочу отметить, что наиболее качественное обучение в Российском Микрофинансовом центре (г.Москва), однако затраты по участию в их семинарах для большинства кооперативов Дальнего Востока непосильны. Например, из г.Якутска проезд до г.Москвы и обратно стоит 900 долларов, кроме этого оплата проживания в Московских гостиницах, стоимость самого обучения. По этой же самой причине кооперативы ПАКО не могут участвовать в конференциях, представлять свою работу, соответственно, если нас никто не знает, мы не можем рассчитывать на получение помощи от спонсорских организаций, ездить по обмену опытом в другие кооперативы.

Финансирование обучения персонала кооперативов также могло бы быть элементом государственной поддержки предпринимательства. Также необходимо развивать страхование, имеется много форм взаимного страхования, которые можно успешно развивать через Ассоциации кредитных кооперативов. Для внедрения различных программ необходимо иметь полноценный штат сотрудников, работающих не на добровольной основе, а постоянно.

Заключение.

Проведённый анализ показывает, что в организациях финансовой взаимопомощи, какими являются кредитные кооперативы, происходит с одной стороны мобилизация внутренних ресурсов региона для желающих заниматься малым бизнесом, с другой – возрастает платёжеспособный спрос населения, что также стимулирует предпринимательскую деятельность. Всё это позволяет нарастить базу для пополнения бюджета, наладить мелкосерийное производство товаров и услуг, увеличить число рабочих мест, повысить уровень жизни населения. Создание и развитие кооперативов не только обеспечивает доступ к деньгам мелких предпринимателей, которые не могут кредитоваться в банках, но и в самих кооперативах создаются рабочие места, так, только членами ПАКО по состоянию на 1 января 2007г создано 106 рабочих мест, причём в основном в кооперативах работают женщины.

Для Республики Саха (Якутия) кредитные кооперативы - это самый лучший вариант удовлетворения потребностей простых людей в наличии надёжного места для хранения сбережений и доступе к кредиту, поэтому необходимо всемерно поддерживать частную инициативу людей, желающих организовать кооперативы.

Сообщество кредитных кооперативов ожидает от власти :

I. На государственном уровне

  1. Изменение Налогового Кодекса РФ - требуется законодательно утвердить особый налоговый статус кредитных кооперативов граждан, с целью обеспечения устойчивости кредитных кооперативов, наращивания Фонда финансовой взаимопомощи, возможности привлечения банковских кредитов.

  2. Обеспечение государственными гарантиями займов, выдаваемых кооперативами предпринимателям и кредитов, получаемых кооперативами в банках.

  3. Включать кредитные кооперативы в правительственные программы поддержки малого бизнеса, предусматривая средства на субсидирование обучения персонала кооперативов в сертифицированных учебных заведениях и региональных ассоциациях.

II. На муниципальном уровне

  1. Устранение административных барьеров при оформлении недвижимости

  2. Учитывать кредитные кооперативы в муниципальных программах поддержки малого бизнеса.

  3. Субсидировать стажировки, обучение в региональных ассоциациях. Создавать муниципальные гарантийные фонды.

Не следует накачивать деньги в кооперативы напрямую, так как основная цель кредитной кооперации формирование ресурсов для кредитования путём привлечения личных сбережений. Распределительный механизм, присущий кооперативам, работающим на государственных средствах, порождает иждивенчество и не способствует развитию кредитной кооперации.
Исполнительный директор ПАКО Г.И.Скрябина.