Поиск

Пермская область

 ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

2003 г.

«Коалиция» бизнес ассоциаций Пермской области.

Введение

Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40–50%, а в некоторых отраслях – до 70–80%. В России доля малого предпринимательства в ВВП страны составляет 10–11%, а доля работающих в общей численности занятых – 10%. Это объясняется тем, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной России относительно краток и охватывает только последнее десятилетие.

Создание и развитие малых предприятий происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями: невыполнение норм права, регламентирующих функционирование малого предпринимательства, неадекватная фискальная политика, чрезмерно усложненный учет и отчетность субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день ситуация в малом бизнесе Пермской области оценивается на уровне среднероссийских показателей. По данным Областного комитета государственной статистики в Пермской области в 2002 г. действовало 8181 малое предприятие, на которых было задействовано 77769 человек.

Следует отметить, что сегодня уровень рентабельности производимой продукции в малом бизнесе приблизительно в 4 раза ниже рентабельности продукции крупных и средних предприятий. Вместе с тем рентабельность малых предприятий, действующих в отраслях ЖКХ, транспорта, культуры и искусства несколько выше рентабельности крупных и средних производств, однако сегодня наблюдается процесс снижения их удельного веса в структуре производства.

Численность малых и средних предприятий несмотря на существующие изменения в  законодательстве не претерпела значительного спада и продолжает расти. В перспективе сохраняется положительная динамика выпуска товаров, работ и услуг на период 2002-2004 г., т.е. рост совокупного объема выпуска продукции составит приблизительно 2-4% в год.

Несмотря на рост инвестиций в основной капитал среди проблем текущей деятельности малых предприятий особо злободневной остается нехватка оборотных средств. Проблема пополнения оборотных средств обострилась в результате экономического кризиса 1998 года заметно сильнее, чем проблема привлечения инвестиций. Многие малые предприятия области, по-видимому, до сих пор даже не думают об инвестициях, мечтая хотя бы окончательно остановить процесс вымывания оборотных средств.

Анализ структуры активов малых предприятий Пермской области и источников их формирования свидетельствует, что у них продолжает наблюдаться хронический дефицит собственных оборотных средств. При этом в строительстве и сельском хозяйстве нехватка собственных средств особенно возросла.

Можно констатировать, что степень развитости специализированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Пермской области серьезно отстает и именно поэтому необходимо, создавать благоприятные условия для становления малого бизнеса, осуществлять поддержку предпринимательских инициатив направленную на устойчивое развитие сферы предпринимательства. 

Для чего создана «Коалиция» бизнес ассоциаций ?

В рамках реализации проекта поддержки малого и среднего бизнеса при поддержке Центра Международного Частного предпринимательства СIPE при Торгово-промышленной палате США, на базе Пермской торгово-промышленной палаты создана «Коалиция» бизнес ассоциаций Пермской области по защите интересов малого бизнеса из семи организаций:

-   Пермская общественная организация "Общество развития предпринимательских инициатив",

-   Пермская торгово-промышленная палата,

-   Пермская областная организация Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса,

-   Пермская областная общественная организация "Деловой предпринимательский клуб "Единение",

-   Пермская общественная организация поддержки индивидуальных предпринимателей,

-   Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Краснокамска,

-   Некоммерческая организация "Фонд поддержки малого предпринимательства Нытвенского района». Работа «Коалиции», будет направлена на улучшение бизнес ситуации в  Пермской  области, развитие предпринимательства и сообщества бизнес ассоциаций.

Работа «Коалиции» будет весьма действенной, так как доля малого и среднего бизнеса в России значительно превышает долю крупного бизнеса, а в  Прикамье  сегодня в малом бизнесе занято 6% экономически активного населения, где налоговые поступления от него за 2002 год в консолидированном бюджете области составили 11%, чего явно недостаточно.

Пять задач на 2003 – 2004 год.

Основные задачи «Коалиции» определены по следующим проектным линиям:

-  создание механизма участия малого предпринимательства в законотворческой деятельности,

-  экономически эффективное решение проблем по защите прав предпринимателей,

-  обобщение положительного опыта микрокредитования субъектов малого и среднего бизнеса,

-  формирование положительного имиджа предпринимателя,

-  создание равных условий информационного доступа для предпринимателей.

 В планах коалиции открытое лоббирование интересов представителей малого и среднего бизнеса, привлечение внимания общественности к этим проблемам, а также решение их законодательным путем. В ближайшее время руководство коалиции намерено найти  пути взаимодействия с региональной властью по решению проблемы "создания благоприятных условий для развития малого бизнеса" в  том  числе, чтобы законопроекты и другие нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей, проходили общественную экспертизу в «Коалиции». Не исключено, что в ближайшее время в г. Перми  будут созданы консультативные центры для представителей малого бизнеса.

Коалиция намерена обсуждать на своих  мероприятиях и "круглых столах" назревшие проблемы предпринимательства и выступать с соответствующими предложениями и  рекомендациями перед  Законодательным  Собранием  Пермской  области, Пермской  городской  Думой, органами  местного  самоуправления  районных  центров  области.

Задача № 1

«Развитие влияния коалиции бизнес ассоциаций на создание благоприятной правовой среды для предпринимательства в регионе».

Цель и задачи гармонизации нормативно-правовых основ регулирования малого и среднего бизнеса со стороны государства заключаются в оптимизации законодательных актов в области предпринимательства на федеральном и региональном уровнях через создание правового пространства, способствующего активному развитию малого предпринимательства, дебюрократизации внешней среды функционирования малого бизнеса, снижению уровня административных барьеров и упорядочению деятельности контролирующих и инспектирующих органов.

В настоящее время законодательное и нормативное регулирование малого бизнеса осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.

На региональном уровне законодательными актами утверждаются приоритеты, направления и меры поддержки малого бизнеса. Утверждается порядок налогообложения, в части, отнесенной к компетенции регионов в федеральном законодательстве.

Анализ показывает, что нередко законодательные акты субъектов Федерации подготовлены на недостаточно высоком уровне, содержат неясности, противоречия. Иногда входят в противоречие с федеральным законодательством.

Чаще всего, это является следствием отсутствия достаточных кадровых и материальных ресурсов для анализа, совершенствования и разработки законодательных актов.

В этой связи предлагается ряд мер, нацеленных на повышение качества регионального законодательства.

Коалиция будет взаимодействовать с Законодательным Собранием Пермской области, Пермской городской Думой и направлять свои предложения, предлагать поправки, которые помогут устранить барьеры, стоящие сейчас на пути быстрого роста и развития малого и среднего бизнеса.

Мы начали активную компанию с тем, чтобы лица, определяющие на региональном уровне степень благоприятствования развитию предпринимательства разделили наше видение на существующие проблемы, поддержали и оказали помощь ,что несомненно приведет к увеличению производительности в частном секторе и улучшит жизненный уровень всего общества.

В 2003 году «Коалиция» будет проводить законодательную экспертизу по принимаемым законопроектам:

-   Проект  закона  Пермской  области « О  взаимодействии  органов  государственной  власти  и  местного  самоуправления  с  некоммерческими  организациями»,

-   Решение  Пермской  Городской Думы « О налоге  на  рекламу»,

-   Постановления  органов  местного  самоуправления  о  контроле  по  применению  ККМ,

-   Постановление Администрации  г. Перми «  О  размещении  объектов  наружной  рекламы  на  территории  г. Перми»,

-   Проект  закона  Пермской  области  « О содействии  развитию  промышленного  лизинга в  Пермской  области», 

-   Концепция  развития  промышленности  Пермской  области  на  период  с  2004 по 2007 годы,

-   Закон  Пермской  области « О налогообложении  в  Пермской  области»,

-   Закон  Пермской  области «О  приватизации  государственного  имущества  в  Пермской  области»,

-   Выступать с инициативой о внесении дополнений в Закон Пермской области «О        налогообложении в Пермской области» (единый налог на вмененный доход, коэффициент К2),

Задача № 2

«Экономически эффективные механизмы защиты прав предпринимателей».

Задача:

- Повысить экономическую эффективность законных механизмов защиты прав предпринимателей (суд и пр.)

- Продемонстрировать выгодность объединения предпринимателей для решения общих проблем.

- Препятствовать созданию условий, способствующих коррупции и незаконным административным барьерам.

   Предприниматели, в отличие от граждан, при выборе способа решения проблемы учитывают прежде всего экономическую эффективность (отношение результатов к затратам и необходимому времени). Цивилизованные способы защиты прав, например в суде, почти всегда  экономически менее эффективны чем незаконные индивидуальные решения вроде взятки, именно поэтому бизнес в настоящее время является одним из мощных источников коррупции.

   Однако, законные методы защиты своих прав хоть и медленно, но осваиваются бизнесом. Предприниматели уже готовы и активно желают быть законопослушными, т.е. защищать свои права открыто и через соответствующие общественные институты, и единственным препятствием остается низкая экономическая эффективность.

   Одним из наиболее перспективным и простым способом повышения эффективности является распределение затрат на нескольких заинтересованных лиц. Предприниматели: объединяют ресурсы (деньги, специалистов и пр.) и совместно создают прецедент. Хотя наша судебная система и не основана на прецедентах, .но наличие прецедента сильно облегчает защиту прав. В некоторых случаях достаточно упоминания о том, что заявитель знает о прецеденте , чтобы чиновник изменил свое решение. Документы о прецеденте могут быть розданы заинтересованным лицам, что позволит всем с минимальными затратами защитить свои права.

   Объединение заинтересованных лиц позволяет выбрать для создания прецедента наиболее характерный случай, тот на котором прецедент проще всего создать и документы которого лучше всего подходят для применения широкого круга заинтересованных предпринимателей. Случай также может выбираться и с учетом минимизации рисков.

Бизнес-ассоциации получают методику оказания своим членам новой востребованной ими услуги.

Коалиция ставит своей целью показать на примерах эффективность и полезность предложенной методики для предпринимателей, а также убедить бизнес-объединения в востребованности их членами услуг по организации такого способа защиты прав.

В 2003 году Коалиция будет:

§   Разрабатывать методику защиты прав через объединение заинтересованных предпринимателей;

§   Способствовать реализации пилотных проектов экономически эффективной защиты прав по разработанной методике;

§   Знакомить широкие слои предпринимательства и бизнес-объединения с результатами пилотных проектов;

§   Распространять разработанную методику и полученный в пилотных проектах опыт;

Задача № 3.

«Создание равных условий доступа к информационным ресурсам для предпринимателей в Пермской области».

Задача:

-   Создать равные условия доступа предпринимателей к информационным ресурсам, отвечающим реальным потребностям малого бизнеса;

-   Показать эффективность использования информационных технологий в процессе управления малого бизнеса;

-   Повышать низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры предпринимателей.

Эффективное развитие системы информационного доступа для предпринимателей требует вовлечения в создание информационной системы как государственных, так и частных инвестиционных ресурсов. Консолидация государственных, общественных и коммерческих организаций с целью развития инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательства должна строиться на комплексе мер по созданию и развитию информационного рынка товаров и услуг. Одновременно с этим необходима координация государственных федеральных региональных и муниципальных программ в области информационного обеспечения предпринимательства, внесения соответствующих изменений в законы и нормативные акты.

Практическая недоступность инвестиционных и информационных ресурсов усугубляет проблемы субъектов малого предпринимательства, способствует свертыванию их деятельности или переходу в теневую экономику.

В настоящее время сохраняются острые проблемы, сдерживающие создание и развитие субъектов малого предпринимательства, а именно: недостаточный уровень правовой и экономической подготовки предпринимателей, отсутствие стартового капитала, сложности с предоставлением помещений, лицензированием деятельности, организацией сбыта продукции и услуг, низкая платежеспособность населения.

Доступность информационных ресурсов и качество этих ресурсов являются одним из важнейших элементов успешного функционирования предпринимательства. Необходимо четко понимать, что информация является важнейшим фактором в конкурентной борьбе, обеспечивающим правильное определение стратегии развития предприятия, компетентное управление в повседневной деятельности и, одновременно, представляет собой мощное средство повышения культуры малого предпринимательства и деловых отношений, расширения возможностей кооперирования производства и его маркетингового обеспечения.

Невозможно дальнейшее цивилизованное развитие этой важной сферы экономики без создания для предпринимателей возможностей широкого информационного доступа к базам данных деловой информации, обретения навыков анализа и использования такой информации, овладения информационными технологиями.

В 2003 году «Коалиция» будет:

Создавать равные условия информационного доступа предпринимателей за счет специализированных интернет ресурсов и региональных баз данных состоящей из:

-   данных, содержащих перечень и характеристики субъектов малого предпринимательства;

-   данных кредитных, инвестиционных и страховых учреждений, действующих в области финансовой поддержки малого предпринимательства;

-   баз данных возможных партнеров субъектов малого предпринимательства;

-   баз данных специализированных юридических, аудиторских, консалтинговых и других фирм, обслуживающих малый бизнес;

-   баз данных по проводимым тендерам и конкурсам, государственным заказам, информации по аренде помещений находящейся в муниципальной собственности, грантов, программ, представляющих интерес для малого предпринимательства;

Задача № 4

«Обобщение опыта  микрокредитования субъектов малого бизнеса в Пермской области».

Проект представляет собой план мероприятий, рассчитанный на десять месяцев, по обобщению опыта работы микрофинансовых организаций Пермской области.

Целями проекта являются:

  1. Анализ деятельности микрофинансовых организаций Пермской области.

  2. Развитие сотрудничества в данной области.

  3. Выявление проблем и поиск путей их решения.

Выбор темы проекта обусловлен тем, что  микрофинансирование субъектов малого предпринимательства в настоящее время занимает одно из главных мест в системе мер государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства. По материалам исследования, проведенного Правительством РФ, ограниченность реального доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым кредитным ресурсам, отсутствие у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй является одним из объективных препятствий на пути развития предпринимательства в стране. На данный момент в Пермской области микрофинансированием занимаются около десятка организаций, большинство из которых составляют фонды поддержки малого предпринимательства. В рамках проекта предполагается обобщить опыт работы всех этих организаций, выявить проблемы в их деятельности, найти пути их решения.

На первом этапе проекта специалистами фонда будет проведен сбор информации о деятельности микрофинансовых организаций Пермской области, перечне оказываемых ими услуг, условиях выдачи займов предпринимателям. Второй этап предусматривает анализ собранной информации, выявление закономерностей развития данного вида услуг, проблем и путей их решения. На этой стадии планируется проведение круглого стола по вопросам микрофинансирования субъектов малого предпринимательства с участием членов коалиции и всех заинтересованных организаций и предпринимателей. Параллельно планируется размещение информации о ходе проекта в СМИ.

На последнем этапе планируется проведение мини-конференции для обобщения итогов реализации проекта, анализа полученных результатов. По итогам конференции будут разработаны рекомендации для микрофинансовых организаций и проведена ПР-кампания в средствах массовой информации. Обобщенные результаты реализации проекта будут разосланы всем членам коалиции и предоставлены всем заинтересованным организациям.

Задача № 5

«Формирование положительного имиджа предпринимателя»

Задача:

·   Разъяснить различным категориям населения миссию предпринимателей в формировании рыночных отношений в Пермской области;

·   Создать позитивный образ предпринимателя у различных слоёв населения области.

Социальный статус предпринимателя сегодня вызывает раздражение: они “частники”, “новые русские”, “жулики” по мнению жителей городов и территорий нашей области. И мало что изменилось за последние десять лет в массовом сознании: эксплуататоры, хоть и маленькие.

Но в Прикамье всё большую роль играет устойчиво растущая социальная группа предпринимателей: по статистике в Пермской области в малый бизнес включено около 200 тыс. населения. Пермские предприниматели стоят сегодня под налоговыми ударами, противостоят разрушительной силе доморощенной преступности и агрессивной коррупционной среде.

К сожалению, сами бизнесмены мало занимаются собственным имиджем. Они или слишком самоуверенны: малый бизнес будет существовать не зависимо от того, что говорят старики и дети. Или: я уже и так заботливый, отзывчивый, человечный, надежный, помогаю детским садам, участвую в различных городских мероприятиях. Я - хороший!

Но опыт государств свидетельствует об обратном: этого мало, надо ещё создавать в общественном сознании позитивный образ представителей среднего класса, сектора экономики, где каждый может преложить свои знания и опыт для извлечения прибыли.

Наш проект создания позитивного образа предпринимателя включает в себя серию мероприятий: это конкурс “Лучший предприниматель Пермской области”,это День предпринимателя в г. Краснокамске, г. Лысьве, Круглый стол “Малый бизнес – путь развития и успеха” в г. Добрянка, Дискуссионный клуб на страницах пермских газет, деловая игра “Маленький капитализм” среди старшеклассников в г. Перми.

Ожидаемый результат этих мероприятий: воздействовать на отношения к предпринимателям, максимально коснуться темы “Предприимчивость и созидательная энергия – замечательный результат”!

В 2003 – 2004 году Коалиция проделает в рамках проекта следующее:

·   Совместно с социологами исследует и определит психологический и социальный тип современного положительного представителя малого бизнеса;

·   Через СМИ преподнесёт этот тип (образ) различным слоям населения;