Поиск

Краснодарский край

 «Защита интересов малого бизнеса»

Коалиция бизнес-ассоциаций Краснодарского края

Богатый край – счастливые люди

Программа

представления и защиты интересов

предпринимателей на 2003-2005 годы

Введение

Богатый край – счастливые люди

   Хорошо известно, что во всех экономически развитых странах в сфере малого и среднего предпринимательства занято не менее половины трудоспособного населения. Не менее хорошо известно, что социально-экономическая атмосфера жизни в этих странах формируется неформальным массовым объединением под названием «гражданское общество».

   Без риска ошибиться, можно утверждать, что малый бизнес и гражданское общество – это взаимосвязанные виды человеческой деятельности. Малый и средний бизнес создают основу той части населения, которая называется «средний класс», из которой формируется ядро гражданского общества. А гражданское общество, в свою очередь, содействует развитию и процветанию предпринимательства.

   Бизнес, особенно малый и средний, является фундаментом и основным человеческим ресурсом для формирования сообщества граждан. Банально, но верно - именно предпринимательская среда формирует людей, надеющихся на себя, ищущих решение проблем в себе и своем окружении.

Однако даже таким самостоятельным и самодостаточным людям, еще ищущим или уже нашедшим себя в бизнесе, нужна поддержка как местном, так и на государственном уровне.

Власти Краснодарского края понимают и осознают существование этой проблемы и необходимость поиска путей ее решения, тем более, что край по количеству субъектов  малого предпринимательства  входит в первую десятку в Российской Федерации, в том числе по Южному федеральному округу Российской Федерации Краснодарский край занимает лидирующие позиции по трем основным показателям:  количеству малых предприятий, численности работающих и объему реализации продукции, услуг.

   По данным за 2002 год в Краснодарском крае осуществляют свою деятельность 217,1 тысяч субъектов малого бизнеса, на предприятиях которых трудится 26 % населения края, а это  - 540 тыс. человек.

За последние 4 года количество хозяйствующих субъектов этой области экономики, включая предпринимателей без образования юридического лица, увеличилось на 22,1 %, численность работников малых предприятий - на 10,4 %, объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности - на 153,6 %, бюджетные доходы, получаемые краем от субъектов малого бизнеса, выросли на 36 %.

2003 год объявлен администрацией Краснодарского края годом предпринимательства.

  Администрацией края принята Программа государственной поддержки предпринимательства в Краснодарском крае на 2003-2005 годы, которая предусматривает, в частности, выделение финансовых средств из краевого бюджета на цели поддержки предпринимательства в 2004 году в размере 50 млн. руб.

   Однако практика показала, что даже осознание властью необходимости всяческой поддержки частного бизнеса и принятие ряда конструктивных мер, направленных на претворение в жизнь конкретных мероприятий, в которых заинтересованы представители малого и среднего предпринимательства, не могут решить основных проблем, стоящих перед ними. Кроме того, административные барьеры, возникающие на местах и зависящие зачастую от конкретных чиновников, придают общей концепции позитивного отношения власти к представителям предпринимательства декларативный характер и сводят на нет даже самые благие намерения в этом направлении.

1. Что такое Коалиция и какие цели она преследует

Обеспечение свободного и успешного

предпринимательства в рамках закона

– залог благополучия края

   Поддержка малого бизнеса должна осуществляться непременно при условии тесного взаимодействия власти с представителями предпринимательства, защиту интересов которых на всех уровнях, включая федеральный, представляют организации, объединяющие предпринимателей, и которые в состоянии наиболее полно, квалифицированно и объективно осветить общие проблемы и предложить пути их решения. Наиболее эффективно эту работу на местах осуществляют региональные торгово-промышленные палаты, входящие в систему Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

   Именно поэтому торгово-промышленные палаты Краснодарского края приняли активное участие в учебном семинаре «Защита и представление интересов малого бизнеса», проводимом  Центром международного частного предпринимательства «CIPE» (США) 24-28 марта 2003 г. в г. Сочи. По результатам семинара его участниками было принято решение о создании Коалиции бизнес-ассоциаций - организаций, объединяющих предпринимателей и осуществляющих защиту и представление их интересов в регионах деятельности, в целях разработки и реализации Краснодарской региональной программы защиты малого бизнеса с последующим участием в разработке Национальной программы защиты малого бизнеса. Протокол о создании Коалиции был подписан 28 марта 2003г. 26 участниками семинара, в числе которых значатся:

1. Торгово-промышленная палата г. Сочи;

2. Новороссийская торгово-промышленная палата;

3. Краснодарская торгово-промышленная палата;

4. Апшеронская торгово-промышленная палата;

5. Торгово-промышленная палата г. Геленджика;

6. Темрюкская торгово-промышленная палата;

7. Ейская торгово-промышленная палата;

8. Курганинская торгово-промышленная палата;

9. Приморско-Ахтарская торгово-промышленная палата;

10. Славянская торгово-промышленная палата;

11. Северская торгово-промышленная палата;

12. Выселковская торгово-промышленная палата;

13. Усть-Лабинская торгово-промышленная палата;

14. Кущевская торгово-промышленная палата;

15. Анапская торгово-промышленная палата;

16. Кропоткинская торгово-промышленная палата;

17. Торгово-промышленная палата г. Армавира;

18. Тимашевская торгово-промышленная палата;

19. Крыловская торгово-промышленная палата;

20. Торгово-промышленная палата г. Гулькевичи;

21. Белореченская торгово-промышленная палата,

а также

22. Южная региональная ассоциация морских агентов и экспедиторов (г. Новороссийск);

23. Южный региональный Центр Российского агентства экономической безопасности             (г. Сочи);

24. Союз промышленников, предпринимателей и торговли (г. Новороссийск);

25. Автономная  некоммерческая   организация   транспортников   Южного   региона                 (г. Новороссийск);

26. Краевая общественная организация «Галерея Сочи».

   Участниками Коалиции была определена основная цель деятельности Коалиции:«Устранение административных барьеров, препятствующих эффективному развитию малого бизнеса в крае».

   Достижение указанной цели всегда обеспечивалось постоянной текущей работой краевых торгово-промышленных палат - участников Коалиции и других бизнес-ассоциаций, представляющих интересы предпринимателей по профессиональному принципу. В конце 2002 – начале 2003 года на всей территории края постановлением главы администрации «О дополнительной поддержке субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края» было рекомендовано создание Центров содействия развитию малого предпринимательства. Практически всеми участниками Коалиции при местных торгово-промышленных палатах были созданы такие Центры, которые в настоящее время активно действуют, предоставляя предпринимателям широкий спектр услуг, в числе которых:

-   консультационная, организационно-методическая помощь и консалтинговые услуги;

-   регистрация и перерегистрация предприятий, помощь в оформлении лицензий;

-   подготовка документации для получения разрешений на размещение объектов по принципу «Одного окна»;

-   помощь в получении в аренду помещений, в приобретении новых технологий и оборудования;

-   инновационная, информационная и юридическая поддержка;

-   подготовка и повышение  квалификации кадров;

-   продвижение товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;

-   обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности;

-   подготовка пакета документов по оформлению землеустроительных дел и передаче в аренду муниципального имущества под производство и офисы;

-   подготовка к участию малого предпринимательства в тендерах по обеспечению государственных и муниципальных нужд;

-   инвестиционная деятельность (помощь составления бизнес-планов, создание банка данных перспективных направлений развития малого предпринимательства);

-   микрокредитование;

-   организация и проведение выставок-ярмарок и др. направления.

   Для развития системы Центров в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2003-2005 годы осуществлено финансирование Центров из краевого бюджета на конкурсной основе в сумме 1,4 млн. рублей на приобретение оргтехники. В настоящее время Центры уже получили всю необходимую для работы оргтехнику.

   Однако надо отметить, что  новаторский характер в этом процессе носит прежде всего непосредственное и активное участие государства в поддержке предпринимательства, в то время как торгово-промышленные палаты оказывали помощь малому и среднему бизнесу всегда и, собственно, именно оказание всемерной поддержки и развитие сферы услуг для предпринимательства является основной задачей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации.

   На данном этапе развития предпринимательского движения уже можно говорить о том, что в стране сложился новый класс – это представители малого и среднего бизнеса, они становятся увереннее и активнее. Многие предприниматели выходят из теневого бизнеса, не боятся отстаивать свои права в судебных инстанциях, в том числе предъявляя иски к управляющим и контролирующим органам, но сила инерции еще велика, менталитет российского гражданина, сформированный в течение долгих лет в условиях тоталитарного государства и передаваемый зачастую на генном уровне, не дает многим людям раскрыть свои потенциальные возможности и решить возникшие проблемы собственными силами. И именно в этом вопросе как нигде есть поле деятельности для бизнес-ассоциаций, которые должны научить предпринимателей отстаивать свои права и интересы законным путем.

2. Основная задача Коалиции и пути ее решения

Увеличение числа предпринимателей,

вовлеченных в активную деятельность

по защите своих законных прав и интересов

   Что ожидает предприимчивого гражданина, который осознал, что он готов окунуться в бурное море свободной предпринимательской деятельности на свой страх и риск? Он все продумал: у него есть небольшой начальный капитал, хорошие профессиональные навыки, жизненный опыт, верная команда – его семья. Проведенные им пусть даже самые примитивные маркетинговые исследования показали, что на потребительском рынке его услуги обязательно будут востребованы. Начинающий предприниматель провел переговоры с поставщиками, нашел помещение для офиса, подобрал потенциальных клиентов, рассчитал предстоящие расходы, прикинул примерные сроки и составил план действий, в котором на первом месте оказался, естественно, вопрос о государственной регистрации своего нового предпринимательского статуса. Итак, на государственную регистрацию у него ушла неделя, на постановку на налоговый учет – еще неделя, на учет во внебюджетные фонды – неделя, оформление счета в банке – 1 день. Везде очереди, плохая организация информационной работы, из-за чего он пару раз простоял не в той очереди, предоставил не полный комплект документов, пока разобрался – приемные часы закончились, а завтра – вообще неприемный день. Но все это только начало. Избранный предпринимателем вид деятельности, оказывается,  является лицензируемым, лицензия оформляется в краевом центре. Подготовка пакета документов, их экспертиза занимает не менее месяца. Стоимость экспертизы превышает размер официального лицензионного сбора в 10 (!) раз. Почему? А потому что вместе с лицензионным центром расположена государственная контора, которая официально за отдельную плату осуществляет экспертизу представленных документов. Но вот формальности выполнены, правда, время пришлось потратить гораздо больше, чем предполагалось, и помещение, которое было найдено под офис, ушло к более расторопному претенденту. Поиск  приводит предпринимателя в комитет по управлению муниципальным имуществом, где ему объясняют, что свободных помещений в нужном ему районе нет и не будет. Правда, учитывая уже имеющийся опыт, наш предприниматель за отдельную плату получает интересующую его информацию и еще за дополнительную мзду оформляет договор аренды и приводит помещение в приемлемое для работы состояние. Далее начинается эпопея оформления отношений с коммунальными  службами, обеспечивающими помещение светом, водой и теплом, а также получения согласований с контролирующими  органами, в ходе которых постоянно возникают мелкие, но досадные недоразумения, разрешение которых зачастую тоже происходит неправовыми методами. Это занимает несколько месяцев, расходы подсчитать практически невозможно, денег на закупку материалов в нужном объеме уже не хватает, следовательно, требуются заемные средства. Наш предприниматель обращается в банк и тут выясняется, что единственный вид залога, который может заинтересовать банк – его дом не зарегистрирован как объект недвижимости в   учреждении юстиции. Процесс оформления занял еще пару месяцев. Но вот деньги получены, материалы закуплены, договоры с клиентами заключены, началась работа. Не прошло и месяца, как в офис явились представители, например, земельного комитета, которые напомнили, что необходимо оформить земельные правоотношения, затем представители милиции, которые в достаточно грубой форме потребовали предъявить правоустанавливающие и финансовые документы, долго их изучали,  а затем вообще забрали с собой, парализовав деятельность предприятия на некоторое время. А потом были представители налоговой инспекции, которые выставили штраф на 5000 рублей за то, что предприниматель не сообщил в течение трех дней об открытии счета в банке, несмотря на то, что эти сведения в срок предоставил в фискальные органы банк. А потом пришла соседка с верхнего этажа, которой не нравится, что под ее балконом стоит машина предпринимателя - пришлось починить ей что-то в ванной комнате (это тоже имеет значение, так как довольно значительная часть населения, особенно старшего поколения, считает предпринимателей капиталистами и поддерживает политику поборов). К этому времени истек срок аренды помещения, для его переоформления пришлось не только дать взятку чиновнику, но и перечислить в Городской фонд так называемый добровольный благотворительный взнос, без уплаты которого предприниматель оказался бы на улице, а еще пора уплачивать проценты за полученный в банке кредит. Кроме того, по заключенному договору партнер не выполнил свои обязательства, и предприниматель, обратившись за помощью в юридическую службу, выяснил, что самостоятельно составленный им наспех текст договора не гарантирует ему никакого возмещения понесенных убытков. Вот так. А ведь надо еще и деньги зарабатывать, чтобы выплатить налоги, накормить ораву чиновников и свою семью. И это пример не фатального неудачника, а нормального российского предпринимателя, который, между прочим, несмотря на перечисленные и неперечисленные трудности, все равно работает и не собирается сворачивать свой бизнес. И вот на каком-то этапе для решения своих проблем он приходит к мысли, что в одиночку бороться невозможно, начинает искать единомышленников и обращается за поддержкой в бизнес-ассоциацию.

   Настоящая программа представляет собой план работы, принятый членами Коалиции и рассчитанный на 2003-2005 годы и перечень конкретных мероприятий, выполнение которых позволит решить часть проблем, стоящих перед предпринимателями в крае, и тем самым достичь цели и основной задачи деятельности Коалиции. Основную часть работы члены Коалиции возложили на Центры содействия развитию малого предпринимательства, которые созданы 20 из 26 организаций – членов Коалиции. Центры активно работают в этом направлении в течение всего 2003 года и, используя полученный опыт, планируют совершенствовать механизм поддержки и представления интересов предпринимателей в 2004-2004 годах.

Проблема 1: Незаконные поборы административных органов при оформлении различных разрешений и согласований, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также чрезмерная зарегулированность порядка их оформления и получения, коррупция чиновников.

Ключевые фигуры:

- руководители органов исполнительной власти муниципальных образований, депутаты;

- руководители и чиновники органов, контролирующих предпринимательскую деятельность: санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной инспекции, торговой инспекции, стандартизации и метрологии, земельного комитета, архитектурного надзора, налоговой инспекции, милиции и прочих служб;

- бизнес-ассоциации, предприниматели, руководители предприятий.

Рекомендации Коалиции:

- изучить и осветить в печати существующие процедуры получения разрешительных документов по каждому направлению деятельности;

- дать юридическую и экономическую оценку целесообразности деятельности организаций, осуществляющих официально функции контролирующих органов по подготовке и экспертизе документации за отдельную плату;

- внести предложения в законодательные и исполнительные органы власти по созданию механизма публичного контроля за использованием собираемых контролирующими органами средств;

- разработать предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные документы, регулирующие вопросы отношений предпринимательства с контролирующими органами на краевом и федеральном уровне, через ТПП РФ;

- внести предложения в органы исполнительной власти по упрощению процедуры получения разрешительных документов на местах;

- создать оперативную группу, состоящую из юристов, адвокатов, работников УВД, налоговой инспекции, прокуратуры, ФСБ и др., которые могут в срочном порядке реагировать на жалобы и обращения предпринимателей по поводу случаев вымогательства чиновников, незаконных проверок и пр.

Пути решения.

1. Специалистами Центров содействия развитию малого предпринимательства при торгово-промышленных палатах в крае изучены процедуры оформления земельных отношений, государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей. В каждом Центре оказываются услуги по квалифицированной и ускоренной подготовке документов и прохождению их во всех инстанциях до достижения конечного результата.

2. Членами Коалиции объявлен через средства массовой информации сбор предложений от предпринимателей в Законодательное собрание края по внесению изменений и дополнений в законы, регулирующие хозяйственную деятельность, так называемый – «Депутатский запрос». В настоящее время сбор предложений продолжается, уже полученная информация обобщается, анализируется, юридически обрабатывается специалистами Центров и привлеченными юридическими службами.

3. При всех Центрах создана и действует «Горячая линия» связи, по которой каждый предприниматель, столкнувшийся с фактом незаконных и неправомерных действий сотрудников контролирующих органов, а также со случаями поборов, может обратиться за получением срочной юридической поддержки.

4. Ведется работа по изданию Методических рекомендаций по оформлению земельных правоотношений для предпринимателей. Указанный сборник будет носить справочный характер и содержать не только перечень необходимых документов, но и перечень конкретных шагов, которые необходимо сделать каждому, кто собирается заниматься процедурой оформления  земельного участка, включая наименования и адреса организаций, должности и телефоны чиновников, примерный уровень расходов и пр. Справочник планируется издаваться Новороссийской торгово-промышленной палатой и распространяться  среди предпринимателей.

5. Центрами активно распространяется Журнал учета мероприятий контролирующих органов, в котором каждый проверяющий должен указать не только свои реквизиты, но также цель проверки и ее результат. Практика показала, что внедрение этого Журнала снижает количество незаконных проверок и дисциплинирует сотрудников контролирующих органов, желающих  «поживиться» за счет предпринимателя.

6. Членами Коалиции, в частности Новороссийской торгово-промышленной палатой, ведется работа по созданию мобильной оперативной группы реагирования на жалобы предпринимателей. В настоящее время предложения направлены в прокуратуру, УВД, ФСБ и налоговую инспекцию, а также адвокатские конторы, специализирующиеся на защите интересов хозяйствующих субъектов. Вопрос рассматривается, и в ближайшее время от каждой из служб будут выделены конкретные лица, которые смогут принимать участие в оперативном разрешении возникшего конфликта.

7. В связи с направлением подготовленных Центрами многочисленных обращений и жалоб  торгующих на рынках края предпринимателей, связанных с ликвидацией их рабочих мест по причине проводимых реконструкций рыночных площадей, внесено изменение в постановление главы администрации края, в соответствии с которым реконструкция рынков на территории края производится теперь только с обязательным предоставлением предпринимателям других торговых мест на территории данного муниципального образования (Постановление главы администрации Краснодарского края № 688 от 17 июля 2003г. «О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 2002г. № 817 «О развитии малого предпринимательства в Краснодарском крае»).

Сроки реализации проекта: Работа по сбору информации, его анализу и представлению предложений по внесению изменений в действующий на местах порядок получения и оформления разрешений и согласований на различных этапах ведения предпринимательской деятельности рассчитана на весь 2003 год. Значительная часть работы уже проведена, в настоящее время предложения находятся в стадии юридического оформления для передачи их  в администрации муниципальных образований, а также в законодательные органы края. До марта 2004 года планируется завершить работу по созданию оперативной группы реагирования на жалобы и заявления предпринимателей по поводу случаев неправомерного поведения представителей власти.

Проблема 2: Неупорядоченность арендных отношений в области предоставления предпринимателям для обеспечения их деятельности в возмездное пользование объектов муниципальной собственности, в том числе зданий, помещений, земли и другого движимого и недвижимого имущества.

Ключевые фигуры:

- руководители органов исполнительной и законодательной власти муниципальных образований, депутаты;

- руководители и чиновники комитетов по управлению муниципальным имуществом,  земельных комитетов;

- бизнес-ассоциации, предприниматели, руководители предприятий.

Рекомендации Коалиции:

- изучить существующий порядок оформления арендных отношений и порядок продажи объектов муниципальной собственности;

- выработать рекомендации и предложения по упорядочению работы по оформлению договорных отношений с предпринимателями, внести предложения по упрощению порядка оформления арендных отношений, разработать и представить проект типового договора на аренду муниципальных помещений;

- внести предложение по формированию Реестра муниципальной собственности (муниципальные помещения и оборудование, а также земли, предназначенные для сдачи в аренду или продажи) и обеспечению открытого доступа к нему;

- внести предложения по установлению экономически обоснованных и дифференцированных ставок арендной платы с привлечением общественности, предпринимателей и экспертов;

- внести предложения по формированию открытого механизма сдачи в аренду и продажи объектов муниципальной собственности на конкурсной основе.

 

Пути решения.

1. Членами Коалиции ведется работа по созданию Реестра муниципальной собственности. В частности, такой Реестр создается по итогам проведенной в Новороссийске конференции представителей малого и среднего бизнеса администрацией города, в нем будет содержаться информация о свободных для сдачи в аренду и продажи в собственность помещениях и земельных участках, а также другом движимом и недвижимом муниципальном имуществе субъектам предпринимательской деятельности. Реестр должен быть открытым для ознакомления всем желающим и публиковаться на сайте администрации.

2. При администрациях создаются Рабочие группа по решению земельных вопросов, в состав которых входят представители членов Коалиции (Новороссийская ТПП). В результате ее работы муниципальные ставки арендной платы за землю были пересмотрены, как в части снижения для малодоходных субъектов предпринимательской деятельности, так и в части увеличения в некоторых частных случаях необоснованного занижения ставок для отдельных категорий бизнесменов.

3. Специалистами Центров внесены предложения в администрации городов (Новороссийск) по включению в типовой договор аренды муниципальных помещений положения о включении стоимости капитального ремонта, проведенного предпринимателем, в счет размера арендной платы, а также предложения о преимущественном продлении договора аренды для предпринимателя, добросовестно использующего помещение по назначению в соответствии с условиями договора и вложившего средства в его реконструкцию и поддержание в хорошем состояния.

4. Администрацией края рассматриваются предложения, внесенные членами Коалиции, о создании системы так называемых «бизнес-инкубаторов», в которых готовые муниципальные площади будут предоставляться в аренду для начинающих свой бизнес предпринимателей на льготных условиях.

5. Специалистами Центров оказывается помощь предпринимателям в подготовке документов для заключения и продления договоров аренды муниципального имущества и их оформления до достижения конечного результата.

Сроки реализации проекта: Работа по сбору и анализу информации о сложившемся на местах порядке оформления арендных отношений была рассчитана на 10 месяцев 2003 года и сейчас находится в завершающей фазе. Предложения подготовлены и во многих районах уже переданы в органы исполнительной власти для рассмотрения и принятия по ним решений. Начало разработки проектов создания бизнес-инкубаторов, подготовка которых требует дополнительных затрат, планируется в первой половине  2004 года.

Проблема 3:  Отсутствие легальных каналов информации («информационный голод»), обеспечивающей правовую и материальную базу предпринимательской деятельности.

Ключевые фигуры:

- руководители органов законодательной и исполнительной власти муниципальных образований, депутаты;

- бизнес-ассоциации, предприниматели, руководители предприятий.

Рекомендации Коалиции:

- выступить с предложением о создании единой нормативной базы актов, регулирующих предпринимательскую деятельность на местном уровне, и регулярной публикации документов в средствах массовой информации;

- проводить конференции и совещания с участием представителей органов законодательной власти, бизнес-ассоциаций и предпринимателей для ознакомления с новыми нормативными актами, регистрации предложений по внесению изменений в действующие нормативные акты и информации о готовящихся изменениях;

- внести предложение о создании в администрациях муниципальных образований специального информационного отдела, в функции которого будет входить обеспечение населения и предпринимателей по их запросам нормативными материалами местного, краевого и федерального уровня;

- активизировать работу на базе торгово-промышленных палат по созданию информационных ресурсов, включающих в себя компьютеризированные базы данных, содержащие перечень и характеристики субъектов малого предпринимательства соответствующего региона, банков, страховых компаний и инвестиционных фондов, работающих с предпринимателями, юридических, консалтинговых и аудиторских фирм.

Пути решения.

1. При администрациях муниципальных образований по предложениям членов Коалиции (Новороссийск) создается Реестр действующих в городе местных нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности, который должен быть открыт для доступа, в том числе путем заключения договора с Информационно-правовой системой «Консультант-Плюс» на создание компьютеризированной муниципальной правовой базы.

2. В торгово-промышленных палатах ведется регулярная текущая работа по отслеживанию процесса прохождения чтений проектами федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в принятии или изменении которых заинтересованы все участники бизнеса, составляются аналитические обзоры законодательного процесса.

3. С участием членов Коалиции был проведен семинар руководителей информационно-аналитических служб торгово-промышленных палат Южного Федерального Центра (сентябрь 2003г., г. Новороссийск), на котором рассматривались вопросы создания информационной поддержки малого предпринимательства.

4. На базе ТПП г. Сочи заканчивается разработка сайта «Коалиция», который будет освещать основные вопросы деятельности членов Коалиции, проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в крае и рекомендации по их разрешению.

5. Центрами ведется постоянная работа по информированию предпринимателей по вопросам хозяйственной деятельности, законодательства, объеме предоставленных им прав и возложенных на них законом обязанностей.

Сроки реализации проекта: В первом квартале 2004 года планируется начать работу по созданию информационной компьютерной базы местных нормативных актов, в  связи с тем, что эта работа требует значительных дополнительных вложений, она рассчитана на весь 2004 год.

Проблема 4: Отсутствие системы финансирования, высокие процентные ставки и сложность оформления кредитов в банках для получения средств на развитие малого бизнеса.

Ключевые фигуры:

- руководители банков;

- бизнес-ассоциации, предприниматели, руководители предприятий.

Рекомендации Коалиции:

- провести опрос среди предпринимателей о том, какие условия получения кредита и процентные ставки являются приемлемыми для развития бизнеса, обобщить полученную информацию и провести ее анализ;

- провести анализ существующей практики выдачи кредитов малому бизнесу работающими банками по размерам процентных ставок и условиям получения кредитов предпринимателями;

- провести встречу руководителей бизнес-ассоциаций и предпринимателей с руководителями банков с целью установления контактов и развития сотрудничества, а также выработки Программы финансирования малого бизнеса.

Пути решения.

1. Участниками Коалиции проводится работа по подготовке к проведению конференций («круглых столов») с участием представителей банковских структур, администраций городов и предпринимателей. В Новороссийске состоялось предварительное заседание руководителей банков, заместителей главы администрации и руководителей торгово-промышленной палаты, принято предложение о подготовке банками рекомендаций по оптимизации условий предоставления кредитов представителя малого бизнеса, а также по рассмотрению предложенного администрацией города проекта устава Фонда, который может выступать гарантом перед банками при кредитовании предпринимателей.

2. Члены Коалиции приняли участие в проводимом в г. Геленджике в сентябре 2003г. семинаре руководителей Центров содействия развитию малого предпринимательства, на котором рассматривался вопрос о механизме финансового обеспечения субъектов малого бизнеса, в том числе микрокредитовании, а также был обобщен существующий опыт привлечения в малый бизнес заемных средств уже действующими в крае инвестиционными фондами.

3. Усть-Лабинской ТПП заключен договор с Региональным фондом поддержки малого предпринимательства (микрозаймы, лизинг), а также с КМБбанком (Кредитование Малого Бизнеса), с помощью которых оформлено кредитов на общую сумму 467000 рублей.

Сроки реализации проекта: Значительная часть работы по сбору информации о существующей системе финансирования малого бизнеса уже проведена. Проведение конференций и круглых столов с представителями банковских структурпланируется на декабрь 2003 – февраль 2004 года.

Проблема 5: Безграмотность и безынициативность предпринимателей в области защиты своих собственных прав, создание положительного имиджа предпринимателя.

Ключевые фигуры:

- бизнес-ассоциации, центры занятости населения;

- средства массовой информации;

- предприниматели, руководители организаций.

Рекомендации:

активизировать работу Центров  содействия развитию малого предпринимательства;

- регулярно проводить обучающие семинары и конференции для предпринимателей;

- создавать при бизнес-ассоциациях Центры по оказанию дополнительных образовательных услуг предпринимателям;

- публиковать в СМИ статьи по вопросам просвещения, колонки вопросов и ответов для предпринимателей.

Пути решения.

1. Постоянная текущая работа Центров содействия развитию малого предпринимательства по повышению правовой культуры предпринимателей. Проведение еженедельно Дня предпринимателя, в течение которого все службы торгово-промышленных палат в определенное время работают только по запросам и заявкам представителей малого бизнеса, по возможности оперативно решают возникающие вопросы и осуществляют бесплатные консультации. Ежемесячно проводятся выездные консультации для мелких торговцев прямо на рынках, где по договоренности с администрацией рынка выделяется место и время проведения приема по юридическим вопросам, и также предоставляются бесплатные консультации. Организованы Общественные приемные, в которых также ведется прием по интересующим предпринимателям вопросам, принимаются предложения, заявления и жалобы и передаются в соответствующие инстанции для принятия конкретных мер.

2. Проведены семинары и конференции для малого предпринимательства на темы: «Право собственности на земельные участки и земельные доли», «Новые технологии агробизнеса» (Крыловская ТПП); «О преодолении административных барьеров и консолидации субъектов предпринимательства» (Тимашевская ТПП); «Основные направления устойчивого развития Ейского района на 2003-2007 годы», «О работе горячей линии и общественной приемной» (Ейская ТПП), «О состоянии и перспективах развития малого предпринимательства в Выселковском районе» и другие.

3. Во многих Центрах решаются вопросы подготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего бизнеса. В частности, при Новороссийской ТПП создан Центр дополнительного профессионального образования, получена лицензия на право обучения по следующим профессиям: повар, кондитер, официант, бармен. Стажировка выпускников проводится на базе пансионата «Надежда».

4. Практически во всех средствах массовой информации края широко освещаются вопросы работы Центров содействия развитию малого предпринимательства торгово-промышленных палат и деятельности членов Коалиции, в том числе печатаются статьи, интервью с руководителями бизнес-ассоциаций, торгово-промышленных палат и Центров, проводятся круглые столы и встречи на телевидении с представителями администрации городов и районов с предпринимателями, рассказывается об успешном опыте работы малого и среднего бизнеса, о проблемах и конфликтах, возникающих на их пути. В Новороссийске создан на местном телевидении цикл передач «Здравый смысл», суть которой в разрешении реально существующего конфликта двух сторон, одной из которых выступает предприниматель, готовит и ведет передачу председатель Новороссийской ТПП.

5. Практически все члены Коалиции организуют или участвуют в проведении региональных конкурсов на звание лучшего предпринимателя и направление победителей на краевой конкурс «Лучший предприниматель Краснодарского края».

6. Члены Коалиции принимают участие в ярмарочно-выставочной деятельности, в том числе выставка-ярмарка «Курорты и туризм» (Анапская ТПП), «Малый бизнес - экономике Кубани» (г. Краснодар) и другие. В Новороссийске торгово-промышленная палата вышла с предложением к администрации города о выделении земельного участка на территории Малой земли для организации Торгово-выставочного комплекса предприятий малого и среднего бизнеса края. В настоящее время подготовленный специалистами Новороссийской ТПП бизнес-план Торгово-выставочного комплекса рассматривается администрацией города.

7. Участники Коалиции организуют встречи и контакты предпринимателей как внутри района и края, так и за его пределами, в том числе были проведены встречи с предпринимателями Ростовской области, миссия Белорусской ТПП (Усть-Лабинская ТПП), готовилась миссия Саратовских предприятий (Новороссийская ТПП).

Сроки реализации проекта: Членами Коалиции утверждены планы работ, которыми определены конкретные сроки подготовки и проведения обучающих и информационных конференций и семинаров для предпринимателей, распланирована работа по привлечению средств массовой информации к освещению деятельности Центров и положительного опыта работы субъектов малого предпринимательства, рассчитанная на весь период действия Программы. До декабря 2003г. члены Коалиции должны подготовить материалы на предпринимателей-претендентов на участие в национальной премии «Золотой Меркурий». Работа по организации Торгово-выставочного комплекса на малой земле (г. Новороссийск) зависит от мнения администрации города при решении этого вопроса и ориентировочно начало ее планируется на март 2004 года.

4. Перспективы деятельности Коалиции

 «Дорогу осилит идущий»

По оценочным показателям развития малого предпринимательства в Краснодарском крае в 2004 году в соответствии с "Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2003-2005 годы" за № 1700-П от 09.10.2002г. ожидается, что:

- прирост числа субъектов малого бизнеса составит более 5 тыс. единиц (в том числе более 800 юридических лиц) и достигнет 229 тысяч;

- на 1 тысячу человек населения придется 46 субъектов малого предпринимательства из них 7 предприятий, прирост составит более 3%;

- малое предпринимательство вовлечет в себя  580 тыс. человек, это более 28 % населения занятого в экономике края, и дополнительно  обеспечит работой более 17 тысяч человек, что позволит увеличить на 62 млн. рублей поступлений в консолидированный бюджет края по налогу на доходы физических лиц;

- выпуск товаров и услуг малыми предприятиями составит более 85 млрд. рублей, Кроме того, выручка от реализации товаров и услуг у предпринимателей увеличится на 12 % и составит более 32 млрд.;

- в промышленности доля выпуска продукции малым бизнесом составит 10%, при этом прирост выпуска опередит сложившийся по отрасли на 10%;

- в продукции сельского хозяйства доля крестьянских (фермерских) хозяйств составит 7%, а прирост выпуска их продукции опередит сложившийся по отрасли на 15%;

- прибыль малых предприятий увеличится на 385 млн. рублей, что обеспечит дополнительных поступлений в консолидированный бюджет края по налогу на прибыль около 70 млн. рублей;

- объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составит более 4 млрд. рублей, что в перспективе обеспечит прирост конкурентоспособной  продукции на сумму более 9 млрд. рублей;

 - в 2004 году предусматривается выделение финансовых средств субъектам малого предпринимательства из краевого бюджета в  2004 году  в размере 50 млн. рублей.

   Как видно из представленных показателей, работы у Коалиции может только прибавиться, перспективы для роста числа членов Коалиции и числа участников ее деятельности и потребителей ее услуг практически не ограничены. В 2003 году (по данным на 1 ноября с.г.) Центрами оказано услуг по более чем 10.000 запросам предпринимателей.

   Положительным моментом в обеспечении эффективной деятельности Коалиции на предстоящий период следует отметить то, что многими ее участниками заложены дополнительные правовые основы своей деятельности, в том числе заключены Соглашения о сотрудничестве с администрациями городов и районов (Курганинская ТПП, Белореченская ТПП, Апшеронская ТПП, Курганинская ТПП, Усть-Лабинская ТПП и др.), с региональными Инспекциями Министерства по налогам и сборам РФ (Анапская ТПП, Курганинская ТПП и др.), многие участники Коалиции входят в состав Экономических и Консультативных Советов при главах администраций городов и районов края (Выселковская ТПП, Апшеронская ТПП, Ейская ТПП, Усть-Лабинская ТПП и др.). Практически во всех районах и муниципальных образованиях края при активном и инициативном содействии Центров приняты Программы поддержки малого бизнеса на 2003-2005 годы, которые предусматривают конкретные мероприятия, направленные на достижение основной цели, выполнение которых невозможно без участия членов Коалиции.

Вся информация о результатах проверок, статистические данные о проблемах предпринимателей со всех Центров, передаются в Управление по поддержке и развитию предпринимательской деятельности администрации края для дальнейшего рассмотрения, обобщения и принятие конструктивных решений в поддержку малого предпринимательства.  Управлением по поддержки и развитию предпринимательской деятельности в работе с Центрами оказывается методическая, финансовая помощь, а также содействие по установлению контактов между исполнительными органами  власти и Центрами.

   Все члены Коалиции приняли участие в Международном экономическом форуме «Кубань-2003», который проходил в г. Сочи с 9 по 12 октября 2003г. под девизом «Кубань – инвестиционное окно в Россию».

Важным направлением работы члены Коалиции считают улучшение инвестиционной привлекательности Краснодарского края. Члена Коалиции подготовлен «Перечень законодательных актов, правовых нормативных и инструктивно-методических документов, определяющих требования по разработке и реализации инвестиционных проектов в Краснодарском крае», в который вошли 58  документов. Администрацией края для потенциальных инвесторов подготовлены «Перечень исходно-разрешительных документов для проектирования объектов строительства» и «Перечень разрешительных документов для объектов строительства».

Однако члены Коалиции считают, что в ближайшем обозримом будущем критерием взаимоотношений власти и бизнеса должен стать уход от политики подачи жалоб и исковых заявлений на контролирующие органы к политике открытости и совершенствования законов.

Поэтому члены Коалиции ставят основной задачей на ближайшую перспективу установление взаимодействия малого предпринимательства и органов власти, которое должно носить открытый конструктивный характер и строиться на постоянном совершенствовании действующего законодательства и нормативной правовой базы.

Члены Коалиции проводят регулярные встречи, на которых обсуждаются ход выполнения возложенной на них миссии по поддержке  и представлению интересов малого предпринимательства, а также пути решения конкретных проблем. Рабочие встречи участников Коалиции состоялись в городах Краснодаре, Апшеронске, Темрюке и Новороссийске.

На рабочей встрече в г. Апшеронске (июль 2003г.) было принято решение активизировать работу на местах по вопросу включения в бюджеты муниципальных образований отдельной строкой расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства на 2004-2005 годы.

На рабочей встрече в г. Темрюке (август 2003г.) было принято решение о расширении оказываемых торгово-промышленными палатами услуг в сфере делового образования кадров для малого предпринимательства, а также был рассмотрен имеющийся опыт взаимодействия Центров с Департаментом экономики, инвестиций и внешний связей администрации Краснодарского края.

На рабочей встрече в г. Новороссийске (сентябрь 2003г.) руководителей торгово-промышленных палат края было отмечено, что взаимодействие бизнеса и власти в вопросе подготовки и принятия нормативных документов, касающихся малого предпринимательства находится на неудовлетворительном уровне. Практически во всех муниципальных образованиях края такие документы принимаются властью без учета мнения предпринимательских структур. Участниками Коалиции было принято решение обратиться к главе Краснодарского края с предложением об обязательной предварительной экспертизе таких документов в торгово-промышленных палатах Краснодарского края  в соответствии с законом РФ «О торгово-промышленных палатах РФ».

Таким образом, Коалиция, проанализировав результаты уже проведенной работы,  ставит перед собой на перспективу (2004-2005 годы) выполнение следующих задач:

1. Продолжение и активизация работы действующих Центров содействия развитию малого предпринимательства и их создание в тех районах, где их пока нет, с развитием основных направлений поддержки малого бизнеса, включая кредитно-финансовое, налоговое, имущественное, производственно-технологическое, информационное, образовательное, правовое и пр.

2. Продолжение работы по дерегулированию и дебюрократизации взаимоотношений власти и предпринимательства на местах путем упрощения долговременных и дорогостоящих разрешительных процедур, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства.

3. Систематизация опыта правоприменительной практики с целью устранения коллизий, возникающих в процессе применения нормативных актов с последующим распространением его среди субъектов малого предпринимательства, включая введение гибких количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.

4. Активизация участия торгово-промышленных палат и других бизнес-ассоциаций в процессе рассмотрения и принятия новых законопроектов и внесения изменений в существующие нормативные акты, регулирующие деятельность малого и среднего бизнеса в крае, путем проведения предварительной их экспертизы с изучением мнения всех заинтересованных сторон.

5. Осуществление комплекса мер, направленных на развитие нормативно-правовой базы и законодательное закрепление программного подхода органов местного самоуправления городов и районов края в поддержке и развитии малого предпринимательства с оказанием финансовой помощи в виде льготных кредитов, субсидий, процентных ставок, бюджетных гарантий, лизинга и пр.

6. Организация регулярной и целенаправленной пропаганды деятельности малого предпринимательства среди различных слоев населения с целью содействия формированию положительного образа, имиджа предпринимателя, демонстрации успехов и позитивных примеров работы, распространению передового опыта.

7. Продолжение работы по установлению эффективной координации деятельности между субъектами инфраструктуры государственной поддержки и общественными организациями предпринимателей, то есть между органами исполнительной власти на местах и членами Коалиции.

   Члены Коалиции считают, что выполнение намеченного плана работы по реализации положений настоящей Программы является одним из приоритетных направлений их деятельности, так как за 2003 год активная деятельность Центров содействия развитию малого предпринимательства приобрела авторитет среди представителей малого и среднего бизнеса. Реальная помощь и поддержка, которые получают предприниматели, обратившись в Центры и торгово-промышленные палаты, оценены ими по достоинству и способствуют укреплению их уверенности в своих собственных силах, поэтому дальнейшая деятельность членов Коалиции в этом направлении будет способствовать выполнению миссии Коалиции: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО И УСПЕШНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ЗАКОНА – ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯ КРАЯ.

Координатор Коалиции:                                         Торгово-промышленная палата г. Сочи

Разработчик Программы:                        Новороссийская торгово-промышленная палата