Поиск

Иркутская область

 П Р О Г Р А М М А

«СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

2003 г.

Коалиция бизнес-объединений Иркутской области

Если не мы, то кто?

Если не сейчас, то когда?

Введение

Целью экономических преобразований в России является создание эффективной экономики, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни населения, полноправное участие государства в мировом экономическом сообществе.

Важным инструментом достижения указанных целей является малое предпринимательство. Развитие малого предпринимательства является важным фактором, обеспечивающим экономический рост и занятость населения. Именно поэтому  малый бизнес в России должен стать значимым сектором экономики. Перспективы для этого есть – сейчас доля ВВП России, принадлежащая МБ – 12%, тогда как в развитых странах – 50% и более. По оценке М.Касьянова в малом бизнесе в Росси занято около 13 млн. граждан.

Ощутимая и стабильная поддержка государством МБ, зримая государственная заинтересованность  в его развитии сформирует у населения уверенность в стабильности экономической политики государства. Это даст возможность каждому гражданину России начать свое дело, наладить производство востребованных товаров и услуг, направить свои усилия на улучшение личного благосостояния, и тем самым способствовать формированию экономического процветания страны в целом.

Понимая это, на всех уровнях государственная власть принимает разнообразные меры:

Российская Федерация:

Создан Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства.

Государственный Совет принял Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

Правительством РФ рассмотрен Комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы.

Совершенствуются законы:

-   от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г.);

-   Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц";

-   Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Иркутская область:

Сформирована областная программа поддержки малого бизнеса до 2005 года, она утверждена Администрацией Иркутской области.

Разработана подпрограмма развития небанковского кредитного сектора, создания кредитных союзов и потребительских кооперативов.

Долгосрочная цель - трехкратное увеличение поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней.

В ноябре 2002 г. при Торгово-промышленной палате Восточной Сибири создан Комитет по поддержке малого предпринимательства. В состав Комитета вошли наиболее активные представители малого бизнеса.

Город Иркутск:

Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства на 2004-2007 годы» разработана в г. Иркутске. Цель программы – создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малых предприятий. Задачи - развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в виде консультационных агентств и ассоциаций, совершенствование правовых и экономических условий, развитие кредитно-инвестиционных механизмов (инвестиционные конкурсы, лизинг, микрокредитование, компенсации процентной ставки), развитие международного сотрудничества и партнерства, совершенствование условий охраны труда.

Общий объем финансирования программы составит около 85,7 млн. руб., в том числе за счет средств городского бюджета около 50 млн. руб. – в два раза больше, чем за две предыдущие программы 1998-2003 годов (24 млн. руб.).

Государство, определяя правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает и формы контроля субъектов предпринимательской деятельности. Государственный контроль и регулирование должны стать эффективными элементами государственной экономической политики.

Однако, в силу слабости государства и недостаточной организации гражданского общества, деятельность структур государственного регулирования и контроля малоэффективна и как следствие этого возникают специфические трудности развития бизнеса, которые принято называть административными барьерами.

Административные барьеры – это препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые действиями органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия нормативных, распорядительных документов, противоречащих действующему законодательству и нормативным документам Российской Федерации, а также создаваемые отдельными должностными лицами органов исполнительной власти. Кроме того, административным барьером можно считать официальное правило, исполнение которого достаточно трудоемко для предпринимателя и необходимо, чтобы легально действовать на рынке, предполагает оплату предпринимателем требуемых от него действий, не приводит к созданию новой стоимости или даже препятствует этому.

Разрастание административных барьеров именно при регистрации, лицензировании, сертификации, разрешительной практике в настоящее время и являются фактором, мешающим развитию малого предпринимательства. Значительная часть субъектов хозяйственной деятельности этого сектора экономики не приступает к работе или сворачивает ее вскоре после старта.

Административные барьеры не только являются препятствием развитию предпринимательства, они создают предпосылки для ухода предпринимателей в «теневую» экономику.

Общая информация об Иркутской области

Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, граничит с Красноярским краем, Читинской областью, Республиками Бурятия, Тыва и Саха (Якутия).

Территория - 767,9 тыс. кв. км (4,5% площади России).

Население - 2712,9 тыс. человек (1,9% населения России).

Административный центр - г. Иркутск (582,8 тыс. жителей).

Основные минеральные ресурсы - уголь, нефть, железная руда, золото. Регион обладает значительными запасами редких металлов: ниобия (65% общероссийских запасов), тантала (45%), лития (50%), рубидия, цезия, бериллия. Более 80% территории области занимают леса, в основном ценные породы - лиственница, сосна и кедр. Основные отрасли промышленности - черная и цветная металлургия, лесная и деревоперерабатывающая, нефтяная и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка.

В области действуют более 50 тыс. малых и крупных промышленных предприятий, многие из них входят в крупнейшие российские корпорации – «ЮКОС», «Русал», группы «Мечел», «МДМ», «ТНК», «Евразхолдинг», «Илим Палп». По территории Иркутской области проходят основные транспортные магистрали, связывающие восточную и западную части России. Большие возможности развития индустрии отдыха в Иркутской области связаны с озером Байкал. В регионе расположен также крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод.

Структура отраслей промышленности Иркутской области

в сравнении с Россией в 2002 году, %

Отрасли 

Россия

Иркутская область

Электроэнергетика

11,3

12,7

Машиностроение и металлообработка

19,4

15,7

Металлургия

16,1

26,7

Топливная

19,6

6,3

Лесопромышленный комплекс

4,3

20,7

Химическая и нефтехимическая

5,9

7,5

Пищевая

14,4

7

Прочие

7

3,4

Динамика основных показателей развития малого бизнеса в Иркутской области        в 2000-2002 годы

Показатель

2000 год

2001 год

2002 год (оценка)

Количество малых предприятий, всего (по состоянию на конец года)

13770

13963

13800

В том числе по отраслям экономики

промышленность

2734

2657

2700

строительство

1840

1864

1900

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)

5907

6153

6200

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям, всего (тыс. чел.)

69,70

83,38

87,50

В том числе по отраслям экономики

промышленность

21,10

25,00

26,20

строительство

15,40

15,86

16,60

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)

20,60

26,84

28,20

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями (без НДС и акциза) по всем видам деятельности (млн. руб.)

13222,00

16295,00

18439,30

В том числе по отраслям экономики

промышленность

4034,00

5390,50

6037,40

строительство

2026,00

3045,50

3502,30

розничная торговля, общественное питание и оптовая торговля (потребительскими товарами производственно-технического назначения)

5022,00

4383,80

5041,40

В рейтингах агентства "Эксперт РА" Иркутская область уже несколько лет подряд занимает 16-е место по инвестиционному потенциалу среди 89-ти субъектов РФ. Однако неизменно высокими остаются и риски региона - по этому показателю область находится на 53-м месте.

Тенденции  экономического развитии Иркутского региона

Положительные

Рост доходов населения – в Иркутской области за год свыше 7 процентов.

Рост промышленного производства – 4,5%

Изменение соотношения обрабатывающих и сырьевых отраслей промышленности           в пользу первых, которые составили 56%.

Рост темпов  жилищного строительства – 158% к уровню прошлого года.

Рост объемов инвестиций в основной капитал.

Рост заинтересованности банков в кредитовании малого бизнеса.

Рост объемов перевозок на транспорте.

 

Отрицательные

Дефицитный бюджет на 2004 год.

Повышение энерготарифов в Иркутской области.

Масштабы бедности населения сократить не удалось.

Ухудшение условий предоставления кредитов.

Темпы роста промышленного производства отстают от планируемых /прогнозируемых.       

Насущные проблемы МБ, ожидающие решения

Первостепенную значимость имеет решение вопроса о  передаче налогов, получаемых  от деятельности малого бизнеса в регионы. Сейчас пропорция  распределения поступлений  составляет 50/50: 50% получают субъекты федерации, и 50% - муниципалитеты. Коалиция считает это неправильным, соотношение должно быть 30 на 70, т. е. большая часть налогов должна поступать в муниципалитеты, где и развивается малый бизнес.

Кроме того:

-   чрезмерная жесткость налоговой политики, провоцирующая сокрытие реальных финансовых результатов;

-   облегчение доступности для малого предпринимательства нежилого фонда для размещения своего бизнеса;

-   наличие неоправданно большого количества административно-бюрократических регуляторов и запретов, ограничивающих развитие малого предпринимательства;

-   противоречивость сформированной нормативно-правовой базы;

-   слабая координация деятельности объектов инфраструктуры и дублирование ими функций друг друга;

-   низкая востребованность малого предпринимательства в политическом процессе, недостаточное представительство его в органах законодательной власти и местного самоуправления.

Очевидная актуальность поддержки развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне и необходимость консолидации усилий в этом направлении, обуславливает формирование бизнес-объединений и ассоциаций.

Коалиция по поддержке малого бизнеса и предпринимательства Иркутского региона, сформировавшаяся  весной 2003 года, включает 10 организаций:

1.   Байкальский региональный союз женщин «АНГАРА»

2.   Иркутское региональное агентство поддержки малого бизнеса – «Иркутский бизнес-парк»

3.   Некоммерческое партнерство «Малые предприятия и  предприниматели Иркутской области»

4.   Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области

5.   Общественная организация «Братская территориальная организация «Независимый профсоюз предпринимателей «СПЛОЧЕНИЕ» 

6.   Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА», Иркутское региональное отделение

7.   Региональный антикризисный центр защиты прав предпринимателей

8.   Совет предпринимателей Шелеховского муниципального образования

9.   Торгово-промышленная палата Восточной Сибири.

10.   Торгово-промышленная палата г. Братска

Коалиция - открытое объединение, открытое для новых членов и тех идей и предложений, которые они  привносят.

Целью Коалиции является повышение эффективности работы объединений предпринимателей Иркутского региона, направленной на совершенствование правового климата и административной политики в отношении малых и средних предприятий региона.

На основе результатов анкетирования «Административные и юридические барьеры развития предпринимательства в Иркутском регионе», проведенного Коалицией для оценки потребностей  региональных  деловых кругов и условий, необходимых для развития предпринимательства в регионе, были определены основные направления деятельности Коалиции и сформирована Программа «СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ».

Программа представляет план деятельности, одобренный всеми членами Коалиции.

Программа – это основные направления объединенных усилий Коалиции для содействия развитию малых и средних предприятий.

Работа в рамках данного проекта будет идти в следующих направлениях:

·   повышение эффективности диалога между органами исполнительной и законодательной власти и деловым сообществом, а также некоммерческими объединениями и СМИ;

·   разработка предложений по Плану действий, направленных на улучшение условий для предпринимательской деятельности;

·   внедрение системы мониторинга для оценки эффективности претворения в жизнь программы реформирования процедур регулирования бизнеса.

Мы должны помочь сделать законы ясными и справедливыми, и чтобы они применялись без какого-то вмешательства. Мы должны принять правила, которым доверяют инвесторы, и дать возможность предпринимателям принимать риски.

Коалиция выделяет шесть основных задач, которые ставятся  на краткосрочную (1 год) и среднесрочную (2-3 года) перспективу.

1.  Административные барьеры и борьба с ними

Подзаконные акты, которые создаются на местном уровне, зачастую содержат скрытые, завуалированные барьеры для деятельности предпринимателя, который хочет «поступать по закону». Похвальное желание не может быть реализовано, так как в этом случае необходимо не только большую часть сил и времени, но и значительные финансовые средства использовать на преодоление барьеров, похожих на айсберги и по величине «подводной части» и по внезапности появления.

Многочисленные, часто меняющиеся законы, нормативные акты и инст рукции, регламентирующие деятельность малого предпринимательства, от сутствие возможности оперативного ознакомления с ними и разъяснения их сути все это зачастую приводит к противостоянию между представителями малого бизнеса и проверяющими, согласующими и контролирующими органами. Это в свою очередь ведет к серьезным правонарушениям в сфере налогообложения и, как следствие, к денежным начетам, Часто это оборачивается для предпри нимателя серьезными финансовыми затруднениями вплоть до закрытия бизнеса. По финансовым причинам предприниматели зачастую не имеют доступа к современным базам данных по различным аспектам предприни мательской деятельности. Зачастую фискальные органы не выполняют своих прямых функций по разъяснению правильности уплаты налогов, т.к. материально за интересованы в штрафах, налагаемых на предпринимателя. Предприниматель, пытаясь бороться с административными бартерами, взывает о помощи к тем, кто эти барьеры и возводит, т.е. к административному аппарату, что заведомо обречено на неудачу.

Необходимо

-   выполнить профессиональный анализ наиболее часто употребляемых нормативно-правовых актов на предмет выявления заложенных в них административных барьеров для субъектов малого предпринимательства;

-   провести анализ судебной/арбитражной практики разрешения споров между субъектами предпринимательства и органами контроля/надзора для совершенствования механизмов правоприменительной практики с целью уменьшения числа существующих административных барьеров и предотвращения возникновения новых. 

Число организаций, органов и контор, которые могут прийти к предпринимателю с проверкой, а также частоту контрольно-проверочных мероприятий, ими осуществляемых, трудно отнести к целесообразным, если полагать целью «создание климата наибольшего благоприятствования развитию малого предпринимательства». Неподготовленный предприниматель оказывается совершенно незащищенным перед лицом желающих его проверить и неспособным грамотно противостоять контролерам вновь, вновь и вновь.  Количество проверок, возможно, не имело бы столь устрашающий характер, если б не кипа бланков, которые необходимо заполнить в ходе проверки, тем более что  каждый раз это все новые формы, виды и форматы при сходном содержании.

Необходимо

-   составить исчерпывающий перечень организаций, имеющих полномочия к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок;

-   инициировать процесс сокращения числа контролирующих органов и разграничения их функций для исключения дублирования  полномочий и действий;

-   предпринять усилия для унификации форм документов, заполняемых при проверках.

2.  Повышение юридической, профессиональной и экономической грамотности предпринимателей

Все чаще в малый бизнес приходят инициативные люди из самозанятости, зачастую не имеющие при этом необходимых специальных знаний и навыков, необходимых для ведения легальной предпринимательской деятельности. Когда такие «новички» начинают легализовываться, они сталкиваются с многочисленными трудностями.  Если проблема образовательного дефицита не решается в приемлемый срок,  предприниматель обречен на  административные ловушки, криминальные ловушки, и, как результат, - негативный опыт ведения легальной предпринимательской деятельности, уход в теневую экономику или отказ от предпринимательской деятельности вообще.

При составлении программ обучения представителей необходимо учитывать, что до 40% от их числа составляют женщины, для которых характерна активная жизненная позиция, стремление получить новые знания и навыки и готовность без промедления применить их на практике.

Необходимо

-   предоставить предпринимателям возможность пройти курс обучения, получить необходимые консультации, получить навыки в области составления бизнес-планов, маркетинга, выставочной деятельности;

-   организовать встречи предпринимателей с представителями контролирующих организаций, в ходе которых не только разъясняются требования, предъявляемые к предприятиям при проверках, но у каждого есть возможность задать вопрос и получить на него оперативный и квалифицированный ответ;

-   наладить обучение начинающих предпринимателей, обеспечивая их минимальным набором знаний о порядке и формах осуществления предпринимательской деятельности;

-   осуществлять формирование общественной политики развития и поддержки женского предпринимательства;

-   провести семинары-тренинги «Как вести себя при проведении контроля (надзора» и «Защита законных прав предпринимателей в судебных органах»;

-   организовать серию семинаров с участием специалистов Института регионального законодательства.

3.  Борьба с коррупцией. Повышение демократичности управления

Общеизвестно, что в предпринимательство идут люди, уровень инициативности которых превышает средний. В непростых условиях российской экономики начатое дело может выжить, только если для его сохранения и развития бизнесмен будет использовать все имеющиеся возможности, постоянно повышая уровень своих знаний, расширяя круг контактов, используя новые формы и методы реализации своих деловых идей. Многочисленность административных барьеров, неоднозначные или неэффективные пути их легального преодоления провоцируют предпринимателя на поиск обходных путей. Предпринимателю порой проще/предпочтительнее  «договориться» с администратором, чем пойти легальным путем решения возникшей проблемы, будь то результаты проверки, регистрация предприятия, предоставление аренды или что-либо еще.  

Таким образом, появляются предпринимательские структуры, имеющие особые связи с властью, пользующиеся льготными условиями использования ресурсов – административных, информационных, материальных, финансовых. В то же время значительное количество предпринимателей, особенно среди начинающих свой бизнес, оказываются отстраненными не только от ресурсов, но и от ясного, прозрачного понимания развития экономической ситуации.

Демократическое управление наилучшим образом обеспечивает своевременные ответы на вызовы. Оно - гарант стабильности, региона и эффективного развития в нем малого бизнеса.  

Необходимо

-   Способствовать разработке и принятию закона по борьбе с коррупцией. В России до сих пор нет законодательного определения понятия коррупции;

-   Бороться за прозрачность бюджетов и введение открытой процедуры проведения тендеров;

-   Добиваться регулярной отчетности властных структур о принятых решениях и гласности обсуждения хода их реализации;

-   Разработка и внедрение Кодексов профессиональной этики;

-   Широкое внедрение принципов корпоративного управления;

-   Разработка и внедрение принципов социальной ответственности бизнеса, включающих экономические, юридические, этические и филантропические аспекты;

-   Совершенствование системы организации тендеров и конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;

-   Совершенствование системы декларирования финансовых доходов;

-   Исследовать существующее законодательство на предмет возможности использования его положений для внесудебного принуждения граждан и организаций представителями власти, внося там, где это необходимо, поправки, недвусмысленно трактующие обстоятельства, которые допускают такое принуждение и его меру;

-   На основе более тесного сотрудничества с некоммерческими организациями, СМИ и органами власти создать партнерство по противодействию коррупции.

4.  Совершенствование нормативной базы

Нормативно-правовая база, регулирующая экономическое развитие в целом и, в частности, развитие субъектов малого бизнеса в настоящий момент далека от совершенства. Это выражается, прежде всего, в ее противоречивости, частом отсутствии механизмов правоприменения, что делает затруднительным или вообще невозможным исполнение того или иного закона. Существующий порядок должен быть существенным образом улучшен.

Еще одна проблема ждущая решения: регулировать взаимоотношения предпринимателей и чиновников крайне затруднительно, поскольку  даже самый хороший администратор регулирует экономические процессы в своих интересах. Влиять на позицию властных структур при существующем порядке бесполезное занятие, т.к. права и обязанности чиновников должны быть прописаны в законе, а  этого нет.

Необходимо

-   реализовать принцип «единого окна», когда порядок регистрации, постановки на учет, лицензирования, заключения договоров аренды и другой разрешительной документации сформирован с максимальным удобством для предпринимателя и исключает необходимость «хождения по мукам»;

-   разработать ряд нормативных документов, для решения злободневных проблем развития малого бизнеса в Иркутской области.

Одной из насущных проблем развития предпринимательства в регионе является проблема аренды помещений. Отсутствует свободный доступ малого бизнеса к фонду нежилых помещений (непрозрачность имеющихся площадей и условий их получения, отсутствие конкурсной основы предоставления аренды). Арендная  плата высока, а периода аренды, на который  заключается договор, весьма краток – как правило, не более года, без гарантии пролонгации. Все это затрудняет развитие, а иногда и прекращает существование субъекта малого предпринимательства, не поощряет предпринимателей к вкладыванию денег в ремонт и восстановление арендуемых помещений.

Необходимо

-   Отрегулировать взаимоотношения арендодателей и арендаторов на оптовых и розничных рынках;

-   Внести изменения в законодательство о сдаче в аренду нежилых помещений с целью установления долгосрочных отношений и передаче нежилых помещений в аренду с последующим выкупом

5.  Консолидация действий

Поддержка общественной политики бизнес-ассоциаций по защите их интересов.

Совершенствование политики и программы деятельности администрации города и области, а также учреждений, влияющих на развитие МБ.

Необходимо

-   предпринимать усилия для роста рядов Коалиции не только за счет новых бизнес-объединений  там, где их пока нет, но и привлечение НКО и  СМИ;

-   формировать согласованную позицию при оценке политики административных структур в процессе развития малого бизнеса, обеспечивать гласность при ее обсуждении. Результаты обсуждения должны быть доведены до властных структур, чтобы создать базу для совместной работы в дальнейшем;

-   провести межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы развития предпринимательства в Иркутском регионе

6.  Информационный обмен

Лозунг «Кто владеет информацией – владеет миром» справедлив при организации работ Коалиции по этому направлению. Доступность необходимой информации и информационный обмен должен быть обеспечен для каждого предпринимателя независимо от  стажа  его работы на этом поприще, объема производимых им товаров или услуг, а также месторасположения его бизнеса.  Любое из охарактеризованных ранее направлений деятельности Коалиции не может быть эффективным без информационного блока.

Необходимо

-   формировать согласованную позицию при оценке политики административных структур в процессе развития малого бизнеса, обеспечивать гласность при ее обсуждении. Результаты обсуждения должны быть доведены до властных структур, чтобы создать базу для совместной работы в дальнейшем;

-   создать сайт бизнес-Коалиции (размещение нормативных нововведений или адресные ссылки на них, текущей информации);

-   обеспечить взаимодействие со СМИ (публикация статей, рекламные объявлений о проводящихся мероприятиях, информация о сайтах и др. интернет-возможностях, информация о том кто, где и какие вопросы поможет решить);

-   организовать выпуск  тематических номеров региональной газеты;

-   организвать тиражирование/раздачу желающим самых необходимых нормативных документов;

-   сформировать комплект «Библиотечка для начинающего предпринимателя»;

-   осуществлять мониторинг проектов по поддержке малого бизнеса на территории Иркутской области (анализ целей и результатов, информирование об этом всех заинтересованных) и обеспечить доступность этой информации;

-   формировать базу нормативных документов по предпринимательству и обеспечить ее доступность;

-   тиражировать имеющиеся у членов Коалиции «раздаточные материалы», создавать новые;

-   создание/издание памятки «Если к тебе пришли с проверкой».

Заключение

Мы видим свою миссию, чтобы сделать предпринимателя по настоящему сильным и свободным. Вот тогда он не позволит издеваться над собой никакому чиновнику.

Так мы трактуем смысл термина «защита и поддержка».

Вышеозначенная программа может быть использована практически в любом регионе России.