Поиск

Волгоградская область

 ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ ПРАВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

(Волгоградская область)
 

Координатор Коалиции — Волгоградская ТПП

Введение

Текущее положение в г. Волгограде и Волгоградской области можно охарактеризовать как относительно тяжелое. Это связано с введением в действие новой, 26 главы налогового кодекса и федерального закона о начислении ЕНВД, а также введения соответствующего областного закона. Это вызвало резкое, в 2-2,5 раза повышения, налоговой нагрузки. Еще одной проблемой стало резкое повышение арендной платы за использование муниципального имущества и земельных участков в 4 и более раз.

Ситуация, связанная с диалогом предпринимателя и власти осложняется тем, что происходит кардинальная за последние 8 лет смена власти. В сентябре состоялись выборы мэра года, в декабре смена состава областной думы и федеральной думы, в марте 2004 года смена главы областной администрации.

По данным 2002 года Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волгоградской области в регионе осуществляют свою деятельность 17 218 малых предприятий (юридических лиц) с количеством работающих 125 тыс. человек, а также около 83 тыс. индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). К сожалению, статистическое исследование динамики частного предпринимательства государственными и негосударственными органами в области не ведется.

Основную долю в секторе малого предпринимательства занимают розничная торговля и общественное питание. Это неудивительно, поскольку именно в данных отраслях наблюдается наиболее скорый оборот вложенных средств этот сектор занимает 32% от общего числа предприятий малого бизнеса. Второе место занимает сектор сельского хозяйства (фермерства) 26%. Это связанно с аграрной ориентированностью области в целом. Третье место занимает сектор услуг (туристических, консалтинг, аудиторские, коммерческие и посреднические и др.) 20%. В настоящее время поступления от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней по Волгоградской области составляют 12-16%, в частности по Волгограду около 15%, в некоторых районах области до 75%.

Способствующие развитию предпринимательства факторы

По мнению глав предпринимательских основным и, пожалуй единственным фактором, стимулирующим развитие предпринимательства в регионе, является величина дохода населения.

По данным государственного комитета статистики по Волгоградской области динамика доходов выглядит следующим образом:

Кварталы

1/03

2/03

3/03

Ср. доход, руб.

3324

3659

3952

Прожиточный минимум, руб.

1994

2077

2017

Таким образом, данные величины дают следующие представления: во-первых, рост среднего дохода означает рост покупательной способности граждан, во-вторых, низкая разница между доходом и потреблением обеспечивает низкие накопления, что толкает людей на занятие предпринимательской деятельностью. По данным Госкомстата, более 40 % людей в Волгоградской области проживают за пределами прожиточного минимума, что обеспечивает приток дешевой рабочей силы.

Факторы, тормозящие развитие предпринимательства

  1. Административные барьеры, проявляющиеся в:

    • Большом количестве инстанций, осуществляющих проверки, контроль за осуществлением предпринимательской деятельности и выдающих разрешение на открытие предпринимательской деятельности;
    • Чрезмерно раздутом чиновничьем аппарате и отсутствием эффективно функционирующих систем обратной связи власти и предпринимательства;
    • Отсутствии достаточного числа предпринимателей, входящих в состав законодательных органов власти;
    • Постоянно меняющемся областном законодательстве, регламентирующем предпринимательскую деятельность;
    • Традиционно номенклатурная система власти.
  2. Недостаточный уровень образования предпринимательских кругов:

    • Отсутствие реально функционирующего образовательного центра и центра ресурсной поддержки предпринимательства;
    • Недостаточная социально-правовая и имиджевая поддержка предпринимательства;
    • Отсутствие социальных гарантий по ряду предпринимательской деятельности;
    • Создание отрицательного имиджа предпринимателя.
  3. Слабо развитая и труднодоступная кредитная сфера:

    • Чрезмерно сложные процедуры получения кредита для МСБ;
    • Недоверие банковских и иных подобных структур к предпринимателям;
    • Неразвитость сферы альтернативного кредитования (КПК, фонды);
    • Недостаточность информации по лизингу.
  4. Трудности с налоговым законодательством:

    • Смена налогового законодательства в сторону повышения;
    • Высокая налоговая нагрузка.

 

К чему стремятся предпринимательские ассоциации региона:

Основной задачей предпринимательских ассоциаций региона является развитие предпринимательства и выведение его по социально-экономической значимости для развития региона в один ряд с крупной промышленностью.

Для этого необходимо создание единого органа, выражающего интересы предпринимательства всего региона, в т.ч. города напрямую властным структурам.

В основные задачи данного органа должны входить:

  • организация мониторинга текущих потребностей предпринимательства;

  • оформление аналитических отчетов и статистических сводок для представителей власти;

  • придание широкой огласки проектам, проводимым данным органом;

  • налаживание функционирования и отчетности по сети общественных приемных;

  • организация диалога между бизнесом и властью;

  • участие в процессе реформирования разрешительной системы;

  • иная деятельность по поддержке предпринимательства.

Программа на 2004 год. Основные задачи

  1. Нормализация ситуации с налогообложением путем создания консультационных пунктов по налогам для предпринимателей на базе организаций, входящих в состав Коалиции.

  2. Содействие развитию альтернативных форм кредитования путем консультационной поддержки КПК и фондов поддержки предпринимательства.

  3. Создание образовательного центра и центра ресурсной поддержки предпринимательства на базе Волгоградской ТПП в сотрудничестве с организациями, входящими в состав Коалиции.

  4. Создание ресурсного центра по лизингу.

  5. Создание единых комитетов поддержки предпринимательства на уровне города и области для решения предпринимательских проблем и оптимизации взаимодействия с властями.

  6. Усиление контроля со стороны властных структур за контролирующими предпринимательскую деятельность организациями посредством участия в данном контроле некоммерческих структур.

  7. Создание и дальнейшее продвижение закона О лоббировании как на федеральном, так и на региональном уровне.

Основные направления деятельности бизнес-ассоциаций:

Кредитование и налогообложение малого бизнеса

Проблема кредитования является одной из главенствующих проблем Волгоградского малого и среднего бизнеса, и еще более остро поставлена перед частными предпринимателями. Здесь основной проблемой является повышенная трудность получения кредита, высокие процентные ставки, повышенные кредитные требования (информация, составление документации и т.п.). Недостаточно развита инфраструктура кредитной поддержки предпринимателей фонды, в. т.ч. муниципальные, банковское кредитование, кредитно-потребительская кооперация.

Результаты опроса 100 предпринимателей (исследование проводилось в областных центрах г. Камышине и г. Волжском как наиболее уязвимых в отношении кредитования и перспективных с точки зрения развития малого бизнеса) говорят о следующем:

Основными источниками средств на развитие бизнеса являются:

  • Личные средства, средства семьи и друзей 60 ответов;

  • Банки и кредитные учреждения - 55 ответов;

  • Партнеры по бизнесу и поставщики 23 ответа

  • Субсидии местных властей 22 ответа;

  • Кредитные кооперативы 11 ответов;

  • Лизинг 3 ответа;

  • Иные источники - 4 ответа.

Таким образом, ситуация крайне трудная — предприниматели вкладывают свои собственные средства напрямую, тем самым резко повышается риск предпринимательской деятельности, а такие перспективные источники кредитования как кредитные кооперативы и лизинг практически не развиты.

Что касается отношений с банками, то здесь лидируют следующие варианты ответов:

  • сложность оформления кредитов 60 ответов;

  • обходились без банковских кредитов - 50 ответов;

  • высокие процентные ставки банка по кредитам 47 ответов;

Кредит хотели бы в будущем году взять 80 из 100 опрошенных предпринимателей, при этом кредит должен быть:

  • до 1 месяца - 1 ответ;

  • до 6 месяцев 26 ответов;

  • от 1 года до 2-х лет - 53 ответов;

Среди сфер применения кредита лидирует расширение бизнеса 52% опрошенных, создание новой фирмы 4 % и покрытие долгов 8%, иные нужды 36%.

В качестве залога на банковский кредит предприниматели готовы предоставить:

  • Товары и ценности - 38 ответов;

  • Недвижимость (гараж, дача) 34 ответа;

  • Автотранспорт 32 ответа;

  • Гарантии от юридических или физических лиц по 13 ответов соответственно.

Еще одной проблемой, по словам 62% опрошенных предпринимателей является недостаточность информации (рекламы) о способах получения кредитов и кредитных организациях. Что же касается приобретения оборудования на условиях лизинга, т здесь также наблюдается недостаток информации о лизинговых компаниях 50% опрошенных, однако приобретать оборудование в лизинг готовы 52% опрошенных.

В сфере налогообложения проблемы предпринимателей выглядят следующим образом:

  • Рост налоговой нагрузки (особенно для областных районов) 56% опрошенных;

  • Сложность расчетов налогов - 40% опрошенных;

  • Отсутствие достоверной информации по налогообложению - 40% опрошенных;

  • Частота изменений в налоговом законодательстве 34% опрошенных;

  • Отсутствие квалифицированных кадров 30% опрошенных.

Таким образом, программа поддержки предпринимательства, основываясь на анализе полученных данных должна включать следующие мероприятия:

  1. Налаживание связи между кредитными службами банков и предпринимательскими ассоциациями, для чего необходимо проведение серии круглых столов с приглашением представителей делового сообщества и кредитных специалистов банков и иных кредитных организаций.

  2. Содействие развитию системе кредитно-потребительской кооперации посредством реализации совместных образовательных программ, образования сотрудников КПК. Активная информационно-рекламная поддержка КПК в районах деятельности ВТПП и предпринимательских ассоциаций.

  3. Создание информационной базы по источникам лизинга. Создание буклетов, содержащих информацию об источниках лизинга и условиях получения оборудования в долгосрочную аренду. Распространение данной информации по областным районам, где лизинг наиболее востребован.

Налогообложение предпринимателей

  1. Основной задачей Коалиции по решению данного вопроса должно стать создание на базе одной из организаций, входящих в состав коалиции, консультационного пункта по налогообложению. Здесь должны оказываться услуги по составлению отчетности, по начислению налогов и иные консультации по налогообложению.

  2. Создание рекомендаций по налогообложению в виде мультимедиа -версии, включающей в себя федеральное законодательство, налоговые кодексы, методики расчета, комментарии, юридическую практику, формы бланков и т.п.

  3. Проведение серии круглых столов с участием предпринимателей и представителей налоговой инспекции, законодательной власти (Обл. Думы)

  4. Размещение раздела, посвященного проблематике налогообложения в Волгоградской области на сайте ВТПП или любой другой организации, входящей в состав коалиции.

Образовательные программы для предпринимателей

Недостаток базового экономического и правового образования отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса в регионе. Предприниматели, не зная своих прав и не понимая основ экономики, ведут бизнес зачастую хаотично, не прибегают к помощи специализированных консалтинговых компаний. Представители малого бизнеса сталкиваются с рядом проблем из-за чрезмерного количества контролирующих административных органов, которые очень часто превышают свои полномочия, пользуясь неосведомленностью предпринимательства. Вообще, существует проблема защиты прав предпринимателей, поскольку предприниматели, в принципе не осознают момент нарушения своих прав, поскольку о них не осведомлены должным образом.

Волгоградской ТПП проведены два исследования в области изучения потребностей предпринимателей в образовательных программах. В исследовании приняло участие более 120 предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Исследование проводилось по двум направлениям. Первое должно было выяснить структуру потребностей предпринимателей в необходимых знаниях. Второе предпочтительную схему обучения. Материалы кратко представлены ниже.

Тематика обучения

К-во заинтересованных из 80 опрошенных

Налогообложение и бухгалтерский учет в МСБ

47

Маркетинг и эффективные продажи

42

Административные проверки

40

Способы защиты прав предпринимателей

35

Подбор и управление персоналом

34

Эффективная реклама

33

Договора в МСБ и их регистрация

32

Бизнес-планирование

30

Финансы и бюджет

29

Новое в трудовом законодательстве

27

Правовые и организационные моменты открытия своего бизнеса

25

Информационное обеспечение бизнеса

23

Банкротство предпринимателей

14

Стратегическое планирование

13

Следующее исследование было посвящено выявлению покупательной способности предпринимателей в области образовательных программ и их предпочтений по форме образования. В данном исследовании приняло участие 50 представителей малого и среднего бизнеса. Результаты опубликованы ниже.

За создание унифицированной бизнес школы выступают 77% опрошенных. Причем занятия в данной школе должны быть, как минимум, двух типов: семинарские занятия продолжительностью от 1 до 5 дней за такую форму обучения высказались 67% опрошенных и образовательные программы академического типа продолжительностью от 3 до 6 месяцев за них свое мнение наряду с предыдущими отдали 45% опрошенных. Однако в среднем 23% - 33% опрошенных, либо колеблются между выбором формы обучения, либо отрицают какую бы то ни было образовательную программу.

Таким образом, перед Волгоградской ТПП и предпринимательскими организациями региона на 2004 год стоят две основные задачи

  1. Создание единого унифицированного образовательного центра для предпринимателей всех уровней:

  2. Разработка единой образовательной программы университетского типа, рассчитанной на 6 месяцев и включающей следующие блоки:

    • Все правовые вопросы в предпринимательской деятельности;

    • повышение объема продаж

    • эффективная реклама;

    • кредитование;

    • лизинг;

    • основы планирования и т.д.

    Разработка комплекса тренингов для предпринимателей, одинаково доступного как областным, так и городским предпринимателям.

     

  3. Создание ресурсного центра поддержки предпринимательства либо как самостоятельной организации, либо при образовательном центре на базе ВТПП, включающего в себя:
    • библиотеку предпринимателя (периодические и методические издания);
    • компьютерный класс (мультимедийный и копировальный центр).

Лизинг

Лизинг является наиболее востребованной сферой кредитования, особенно в областных районах. 100% опрошенных предпринимателей в области желают получать оборудование или иные активы путем получения их в лизинг.

При этом по 50% опрошенных предпринимателей считают необходимым внести изменения и дополнения в закон о лизинге или создание комитета по кредитно-лизинговой поддержке предпринимателей при органах власти.

По результатам опроса предпринимателей, до 25% процентов своих активов они готовы получить в лизинг.

За введение льгот для начинающих предпринимателей высказалось 85% всех опрошенных, за создание ресурсного центра по лизингу высказалось 45% опрошенных.

Среди сфер применения лизинговых кредитов лидируют:

  • сельское хозяйство 35 ответов;

  • торговля 33 ответа;

Таким образом, необходимым представляется создание ресурсной базы по компаниям (преимущественно зарубежным), осуществляющим лизинг и работающим со вторичным рынком оборудования.

Вхождение представителей МСБ во власть

Главная проблема в данном направлении - закрытость власти по отношению к предпринимательству. При этом, корни данной проблемы кроются в нижнем звене административного управления, как городом так и областью. Несмотря на декларируемую готовность властей к диалогу с бизнесом и подтверждаемую созданием структурных подразделений по работе с малым бизнесом 
(при городской администрации это департамент контроля потребительского рынка, при областной администрации управление по развитию предпринимательства, при областной думе - комитет по безопасности и законности) в целом сохраняется трудная ситуация. Особенно труден диалог между властью и бизнесом в районах области. Еще одной проблемой является плохая осведомленность властных кругов о проблемах бизнеса и нежелание власти заниматься решением данных проблем. Это связано, прежде всего, что волгоградская власть по большей части состоит из номенклатурных работников, что связано с давней сельскохозяйственной ориентацией региона. В целом по результатам опроса 60 предпринимателей выявлены следующие наиболее остро поставленные проблемы:

  • отсутствие в законодательной власти субъектов малого бизнеса 90% опрошенных;

  • наличие огромного аппарата номенклатуры, приводящего к росту налогового бремени 93% опрошенных;

Предприниматели Волгограда имеют также ряд предложений по реконструкции властной структуры, как законодательной, так и исполнительной. Так, по мнению представителей делового сообщества:

  • предприниматели в составе общественных комитетов при властных структурах могут существенно повлиять на ход принятия решений 88% опрошенных;

  • предприниматели должны занимать не менее 50% депутатских мест в органах законодательной власти;

  • персона, избираемая на пост губернатора или мэра, должна иметь опыт предпринимательской деятельности 70% опрошенных;

  • для решения своих проблем с властью предприниматели должны добровольно объединяться в общественные объединения 98% опрошенных;

Таким образом, видно, что волгоградские предприниматели хотели бы видеть своих представителей во власти, особенно в законодательной.

В рамках данного направления работа Коалиции должна строиться следующим образом:

  1. Активное информирование официальными письмами за подписью всех организаций, входящих в состав Коалиции властей всех уровней о текущих проблемах предпринимательства;

  2. Разработка плана действий по оптимизации законодательной базы, регламентирующей развитие предпринимательства в регионе и доведение его до законодательной власти;

  3. Выбор и поддержка, налаживание обратной связи с депутатами, поддерживающими предпринимательство в регионе;

  4. Приглашение властей всех уровней на все заседания и конференции, проводимые Коалицией;

  5. Введение отчетности депутатского корпуса о законотворчестве и публикации данных отчетов в СМИ;

  6. Требовать от властей возобновить практику участия предпринимателей в общественных комитетах при департаментах;

  7. Подготовка открытого письма от предпринимателей области к главе администрации области с просьбой прямого контроля за деятельностью власти по отношению к предпринимателям;

  8. Создание совета предпринимателей области для более четкого и объединенного взаимодействия с властными структурами;

Социальные проблемы

Среди социальных проблем наиболее важной являются имиджевая поддержка предпринимательства и регулирование трудовых отношений (пенсионное обеспечение, социальные гарантии и т.п.).

По результатам опроса 50 женщин предпринимателей, а именно женщины-предприниматели являются наименее социально защищенным звеном предпринимательства рейтинг проблем выглядит следующим образом:

  • создание отрицательного имиджа предпринимательства 98% опрошенных;

  • притеснения предпринимателей из-за исповедуемой религии - 26%;

  • отсутствие политической стабильности 37 ответов;

  • отсутствие обеспечения правового порядка и контроля за исполнением законодательства 32 ответа;

  • низкий уровень дохода женщин 40 ответов;

  • отсутствие сильной руки в управлении экономикой страны 37 ответов;

  • низкий уровень компетентности сотрудников правоохранительных органов 46 ответов;

  • условия, обеспечивающие трудности в осуществлении предпринимательской деятельности женщинами 86% опрошенных;

  • трудности для альтернативного трудоустройства женщин - 94% опрошенных;

  • сексуальные домогательства 14% опрошенных;

Таким образом, необходимо изменение отрицательного имиджа предпринимателя, тем более женщин-предпринимателей посредством периодических публикаций в СМИ статей, характеризующих благотворительную и иную деятельность предпринимателей.

Необходимы изменения в трудовом законодательстве и изменения по законодательству, регламентирующему предпринимательскую деятельность в сфере документального оформления трудоустройства, т.е. официальной регистрации наемных работников и т.д. Необходимо введение льгот для женщин предпринимателей по срокам сдачи отчетности, регистрации и т.п. в связи с беременностью, кормлением ребенка и потерей кормильца.

Необходимо создание сети общественных приемных с ориентацией на имиджевую поддержку предпринимательства.

Разрешительная система и административные проверки

Разрешительная система то есть система нормативных документов и организаций, осуществляющих выдачу всевозможных разрешений, сертификатов, лицензий и прочих документов на осуществление предпринимательской деятельности, в настоящее время весьма громоздка и тормозит развитие предпринимательской деятельности в регионе. По результатам опроса предпринимателей, около 96% высказываются за смену существующей разрешительной системы. Причем около 50% опрошенных предпринимателей высказываются за систему с жесткими правилами и выборочным контролем. Поддерживают жесткий контроль исполнения 30% опрошенных и за высокие штрафные санкции 20% процентов опрошенных.

По мнению предпринимателей, наиболее сложные разрешительные системы существуют в следующих сферах государственного контроля:

Первое место (15% опрошенных) занимает выделение земельного участка;

Второе (по 11% соответственно) занимают СЭС и пожарная инспекция;

Третье (по 10% соответственно) занимают лицензия на право торговли (в т.ч. алкогольными напитками) и архитектурные согласования.

Четвертое место (по 9% опрошенных) районные налоговые инспекции и районные администрации.

Пятое место (по 7 % опрошенных) экологическая инспекция и обл(гор) здравоохранение.

В среднем, на получение разрешений и согласований предприниматели тратят до 1 месяца 33% опрошенных, до 3 месяцев 26% опрошенных и более 3 месяцев до 44% опрошенных.

Согласно условной шкале сложности, степень трудности получения разрешений выглядит следующим образом:

 

1999

2000

2001

2002

2003

Сложность в баллах

2,7

3,4

3,5

4,0

4,5

Основная стратегия Коалиции должна строиться на изменении законодательной базы, для которого необходим более глубокий обзор законодательства.

Второй задачей является организация сети общественных приемных, в которых не только бы осуществлялась помощь, в т.ч. юридическая, по результатам нарушения прав предпринимателей, но и накапливалась бы информация о наиболее типичных нарушениях со стороны проверяющих органов.

Лоббирование интересов малого бизнеса

Лоббирование интересов малого и среднего бизнеса является одной из главных задач, которые необходимо решить волгоградской Коалиции. За необходимость лоббирования своих интересов высказывается 100% опрошенных ВОО ОПОРа России предпринимателей. При этом, что интересно, 40% опрошенных считают, что наиболее перспективно лоббирование интересов путем вхождения во власть, т.е. в составе комитетов при властных структурах, 36% - путем использования механизмов уже существующих общественных ассоциаций и 24% - сами лично хотят защищать свои права посредством использования различных механизмов.

Ресурсы, которые предприниматели желают затратить на лоббирование своих интересов, распределяются следующим образом:

Личное время, которое предприниматели могут затратить в месяц на лоббирование своих интересов от 1 до 72 часов в месяц и в среднем 8 часов ежемесячно. Финансы, которые предприниматели готовы тратить на лоббирование интересов от 100 до 2500 рублей, в среднем около 850 рублей ежемесячно. Однако до 40% опрошенных не желают тратить никаких ресурсов на лоббирование своих интересов, считая его прерогативой общественных объединений и комитетов при властных структурах.

Лидирующие сферы лоббирования интересов ранжируются следующим образом: по 14% ответов получили интересы в изменении налогообложения и защите прав предпринимателей, 12% - интересы в ЕНВД, 10% - кредитная сфера и по 9% - интересы в области административных проверок и отношений с властными структурами.

Основной задачей Коалиции является разработка закона о лоббировании на федеральном уровне и дальнейшая разработка регионального закона.

С целью эффективного лоббирования интересов предполагается определить круг лиц из властных структур, через которых и проводить лоббирование. Необходимо разработать схему донесения проблем и отчетности данных лиц. Необходимо также проведение серии семинаров с участниками коалиции по лоббированию.