Поиск

Астраханская область

 

Программа развития и защиты прав частного предпринимательства в Астраханской области

В настоящее время уже всем понятно что развитие малого и среднего бизнеса - это не только гарантия от социальных потрясений в стране, но и основа диверсификации экономики России. Государство на самом высоком уровне признало, что высказываемые бизнесом проблемы, не надуманы и их необходимо решать как можно скорее. Наиболее важные задачи:

  1. Создание правовых основ для развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

  2. Создание правовых основ для деятельности малого и среднего бизнеса (они должны быть отличны от крупного бизнеса).

  3. Создание условий для получения государственных гарантий с целью облегчения доступа к финансовым ресурсам.

Эти три основных направления включают в себя прежде всего формирование правовой базы, минимизацию административных барьеров, устранение коррупционных предпосылок и т.д. Реализация этих направлений невозможны без участия государства. Хотя инициаторами должны выступать региональные бизнес-сообщества.

Самостоятельно региональные бизнес - сообщества должны решать проблемы повышения профессионализма и улучшения имиджа предпринимателей.

В соответствии с вышеизложенным, Астраханский Деловой Союз (далее Коалиция) ставит перед собой следующие задачи:

  1. Участие коалиции в формировании правовой основы деятельности предпринимательства в регионе.

  2. Участие коалиции в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе.

  3. Участие коалиции в формировании гарантийных механизмов с целью облегчения доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.

  4. Создание системы образования предпринимателями региона.

  5. Формирование положительного имиджа предпринимателя.

Цель реализации вышеизложенных задач - это увеличить количественные и качественные показатели развития предпринимательства в регионе.

Особенностью развития предпринимательства в Астраханской области является то, что муниципальные власти практически не занимаются вопросами развития малого и среднего бизнеса на своих территориях. Присутствует полное равнодушие с их стороны в этом вопросе. Весь центр тяжести лежит на Правительстве области, а если быть более точными, то только Губернатор уделяет серьезное внимание этому вопросу. Поэтому Астраханская бизнес - коалиция ставит перед собой следующие задачи по вопросам развития предпринимательства в регионе.

Задача № 1.

Участие коалиции в формировании правовой основы деятельности предпринимательства в регионе.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется, практически, в иных социально-экономических условиях, чем деятельность крупного бизнеса. В связи с этим требуется особая правовая база, которая бы способствовала развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

Законодательное и нормативное регулирование деятельности малого и среднего бизнеса на федеральном уровне носит концептуальный характер. На наш взгляд основа развития и деятельности малого и среднего должна закладываться на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому взаимодействие бизнес-коалиции с Государственной Думой Астраханской области и гор. советами муниципальных образований является приоритетным в решении данной задачи.

Анализ показывает, что правовые акты регионального и муниципального уровня подготовлены на недостаточно высоком уровне, содержат неясности и противоречия.

Чаще всего, это является следствием отсутствия достаточных кадровых и материальных ресурсов для анализа, совершенствования и разработки правовых актов. Особенно на муниципальном уровне.

Не качественность правовых актов, так же возможна в связи с лоббированием их принятия определенными частными и чиновничьими группами. Проталкивая какую-либо определенную норму, выгодную для узкой группы людей, теряется зачастую общий смысл правового акта. В связи с чем возникают предпосылки недобросовестной конкуренции, коррупции, административного давления и увеличения административных барьеров.

В этой связи предполагается разработать ряд мер, нацеленных на повышение качества регионального и муниципального законодательства. Предполагается взаимодействие с Государственной Думой Астраханской области и Городским Советом, направлять свои предложения, предлагать поправки, которые помогут устранить барьеры, стоящие сейчас на пути быстрого роста и развития малого и среднего бизнеса.

Задача № 2.

Участие коалиции в формировании инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе.

Под инфраструктурой поддержки предпринимательства в регионе члены бизнес- коалиции понимают следующее:

  1. Информационные ресурсы для предпринимателей и обеспечение равных условий доступа к ним.

  2. Система консультационных центров для предпринимателей.

  3. Системы «одного окна».

  4. Организация и проведение выставок-ярмарок.

  5. Центры правовой помощи предпринимателям,

и другие составляющие, которые способствуют поддержке малого и среднего бизнеса в регионе.

При создании инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе, бизнес - коалиция исходит из того, что субъекты малого и среднего бизнеса в отличие от крупного бизнеса, не имеют финансовых, организационных и кадровых возможностей создавать собственную инфраструктуру, обеспечивающую их развитие. Недоступность инвестиционных и информационных ресурсов обостряет проблемы субъектов малого предпринимательства, способствует свертыванию их деятельности или переходу в теневую экономику.

Необходима координация государственных федеральных региональных и муниципальных программ в области информационного обеспечения предпринимательства, внесение соответствующих изменений в законы и нормативные акты. Создание информационного доступа к базам данных деловой информации, обретения навыков анализа и использования этой информации. Организовать работу по оказанию бесплатных юридических и экономических консультаций для субъектов малого предпринимательства.

Задача № 3.

Участие коалиции в формировании гарантийных механизмов с целью облегчения доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.

Несмотря на то, что банковский сектор начал более активно кредитовать малый бизнес, но количество выданных кредитов и их сумма не отражают в целом существующей проблемы и принципиально ее не решают.

Основная масса выданных кредитов (около 5 млрд. рублей) приходится на аграрный сектор по отрасли. Это связано с тем, что для развития фермерских хозяйств через сеть Россельхозбанка поступают в виде кредитов средства из федерального бюджета. Территориальный подход к увеличению выдачи кредитов малому бизнесу объясняется тем, что головные офисы банков, которые реализуют Программу поддержки малого бизнеса, находятся в столице и крупных центрах России. В других регионах страны представлены в основном филиалы и представительства, которые не могут проводить самостоятельной финансово-кредитной политики в отношении малого бизнеса. Серьезную роль в слабом кредитовании малого бизнеса в регионах играет невысокая профессиональная подготовка банковских служащих, особенно в кредитной сфере и в сфере оценки и управления рисками. Поэтому данные сотрудники предпочитают подходить к задаче кредитования малого бизнеса формально, в соответствии с методиками инструкциями головного офиса. И здесь все зависит от понимания норм и требований этих документов региональными сотрудниками. В итоге им легче принять решение об отказе, чем принять на себя ответственность за выдачу кредита субъекту малого бизнеса.

Оценочный объем необходимых для малого бизнеса в целом по России кредитов составляет свыше 30 млрд. рублей. Для достижения такого размера кредитования необходимо сотрудничество бизнес-сообщества и власти. Прежде всего это касается государственных гарантий для облегчения доступа малого бизнеса к кредитным ресурсам. Решение данной проблемы лежит в объединении усилий бизнеса и власти. Поэтому коалиция планирует проведение ряда мероприятий по выработке механизмов формирования государственных гарантий для увеличения объема кредитования малого бизнеса.

Задача № 4.

Создание системы образования предпринимателями региона.

Результативный бизнес требует профессионального подхода. Профессионализм в бизнесе - это прежде всего системное образование предпринимателя. Безусловно, чутье и интуиция, необходимые элементы для принятия бизнес-решений, но недостаточные. Законы экономики и финансового управления, налогообложение и бухгалтерский учет требуют от предпринимателя постоянного и системного обучения. Коалиция считает организацию образовательных процессов для малого бизнеса в регионе одной из основных своих задач и разработала ряд мероприятий в этом направлении.

Задача№ 5.

Формирование положительного имиджа предпринимателя.

Формирование положительного имиджа предпринимателя остаётся одной из основных задач бизнес – коалиции. Системный подход к этой проблеме позволил создать медиа - группу, способную подробно и детально освещать проблемы малого бизнеса.