Поиск

Алтайский Край

 Региональная программа представления и защиты интересов малого бизнеса в Алтайском крае

Введение

Малому и среднему бизнесу отводится ведущая роль в развитии экономики страны.

В Алтайском крае в сфере малого бизнеса занято 274 тыс. человек, что составляет 27% общего числа трудоспособного населения. Всего в крае насчитывается около 14 тыс. малых предприятий, 60,7 тыс. человек занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В отдельных районах края предприниматели обеспечивают более половины всех налоговых поступлений в бюджеты.

Кроме того, в Алтайском крае представлен еще один вид малого бизнеса, который отражает аграрную специфику региона, – крестьянские (фермерские) хозяйства. Их в крае насчитывается почти 5 тысяч.

Распределение предприятий малого бизнеса по видам деятельности на протяжении последних лет остается практически без изменений. Лидирующее положение занимает торговля и общественное питание - более 50%. В сфере промышленного производства работает 15% малых предприятий.

Об оптимальных условиях для развития предпринимательства в Алтайском крае говорить пока рано. Необходимо повышать эффективность бизнеса и активно устранять факторы, мешающие его развитию. Для выработки единой позиции в поддержке развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне 8 сообществ предпринимателей создали Алтайское региональное Объединение бизнес-ассоциаций (АРО). В него вошли:

  1. Алтайское региональное отделение «Первой общероссийской Ассоциации врачей частной практики».

  2. Алтайское представительство ОО «ОПОРА России».

  3. Лига женщин-предпринимателей малого и среднего бизнеса Алтайского края.

  4. Ассоциация кредитных Союзов Алтая.

  5. Ассоциация предприятий и предпринимателей розничной торговли «Торговля и бизнес».

  6. Союз крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края.

  7. Алтайский Союз предпринимателей.

  8. Алтайская торгово-промышленная палата.

Настоящая программа представляет собой план работы и перечень конкретных мероприятий, выполнение которых поможет облегчить ведение малого и среднего бизнеса в Алтайском крае.

Основная цель программы

  • Снижение административных барьеров, мешающих устойчивому развитию предпринимательской деятельности;

  • Выработка стратегии защиты интересов малого и среднего бизнеса на административном уровне в масштабе края и страны в целом.

На основе обобщения информации, поступившей от предпринимателей, можно выделить ОСНОВНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, препятствующие развитию предпринимательства на Алтае:

  1. Сложность прохождения процедур, связанных с оформлением земельных и имущественных правоотношений (оформление проектной документации на строительство, согласование и экспертиза, кадастровый учет земельного участка; перевод помещений из жилого фонда в нежилой).

  2. Недостаточная согласованность действий контрольно-надзорных органов при проведении проверок (МЧС - пожарная инспекция, органы внутренних дел, Роспотребнадзор).

  3. Высокие налоговые и арендные ставки на землю, отсутствие дифференцированного подхода в налогообложении различных категорий предпринимателей.

  4. Несовершенство нормативных актов в плане формирования государственной политики развития сферы малого бизнеса.

  5. Разовые нарушения контролирующих органов.

Работа в рамках проекта по представлению и защите интересов малого бизнеса должна идти по следующим направлениям:

  • Повышение эффективности диалога между предпринимательским сообществом и органами исполнительной и законодательной власти с целью совершенствования нормативно-правовой базы.

  • Мониторинг нарушений при проверках, и борьба с коррупцией.

  • Повышение уровня экономической, юридической и профессиональной грамотности предпринимателей.

Пути решения

Решение 1. Для улучшения правового климата в регионе и выработки механизма взаимодействия общественных объединений и органов власти.

Поддержка малого и среднего предпринимательства должна осуществляться при условии тесного взаимодействия органов власти и представителей предпринимательства в лице общественных объединений. Именно такие структуры в состоянии наиболее полно и квалифицированно освещать проблемы малого бизнеса и отстаивать их интересы на муниципальном и федеральном уровне. Для этого необходимо:

  1. Создать при Алтайской ТПП структуру, которая объединит профессиональных юристов и экономистов, а также самих представителей бизнеса (клуб Руководителей). Данная структура будет призвана делать от имени предпринимательского сообщества анализ влияния законопроектов на предпринимательскую деятельность. Представителей этого формирования ввести в рабочие группы при администрации края и комиссию при АКСНД по предварительной экспертизе нормативных актов, затрагивающих интересы малого бизнеса.

  2. Разработать механизм создания службы юридического консультирования для решения спорных вопросов между предпринимателями и различными инстанциями при ведении бизнеса.

  3. Обеспечивать всестороннее обсуждение законопроектов, освещать деятельность работы Клубов в СМИ и на сайте www.alttpp.ru.

Решение 2. Для борьбы с коррупцией и проведения мониторинга нарушений:

  1. Организовать «горячую» телефонную линию в организациях - членах АРО, по которой предприниматели смогут сообщать обо всех фактах незаконных или неправомерных действий сотрудников контролирующих органов, а также замечания и предложения по проблемам развития предпринимательства в Алтайском крае.

  2. Проводить анализ полученной информации и выносить на обсуждение Межведомственной комиссии администрации Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства.

  3. Разработать механизм предоставления в прокуратуру Алтайского края обобщенной информации, полученной через «горячую телефонную линию».

Решение 3. Для повышения экономической, юридической и профессиональной грамотности предпринимателей:

  1. Провести для предпринимателей в городах Алтайского края семинары с участием представителей контрольно-надзорных органов по теме «Административные проверки и защита прав предпринимателей».

  2. Изучить существующий порядок сбора и подачи документов для оформления земельных правоотношений.

  3. Разработать, издать и распространить единые методические рекомендации в помощь предпринимателям по оформлению земельных и имущественных правоотношений. Этот сборник будет содержать:

  • наименование и адрес организаций, занимающихся оформлением земельных правоотношений;

  • должности и номера телефонов специалистов, курирующих конкретные направления;

  • перечень документов, которые необходимо собрать для прохождения той или иной процедуры;

  • примерный уровень расходов при оформлении документов.

Планируется: издание справочника Алтайской торгово-промышленной палатой, его распространение среди предпринимателей и размещение в открытом доступе на сайте палаты (www.alttpp.ru).

4. Для улучшения механизма взаимодействия предпринимателей и контрольно-надзорных органов разработать и издать Памятку, в которой детально описать права и обязанности проверяющих и проверяемых, механизм обжалования действий проверяющих органов.

Решение 4. Создание единой информационной площадки:

Наличие и доступность необходимой информации должны помочь в решении различных вопросов при ведении бизнеса. Для повышения степени осведомленности предпринимателей о возможностях, предоставляемых органами государственной власти необходимо:

1. На сайте Алтайской ТПП (www.alttpp.ru) создать раздел, где будет в открытом доступе публиковаться информация по наиболее актуальным вопросам предпринимательства:

  • методические рекомендации;

  • памятки для предпринимателей при проведении проверок;

  • информация о проводимых тендерах по продаже муниципального имущества;

  • механизм формирования цен на землю;

  • тарифы на оказываемые услуги;

  • графики проведения семинаров;

  • проекты нормативно-правовых актов и законы, касающиеся развития предпринимательства.

2. Размещать подобную информацию в журнале «Наше дело», издаваемом Алтайской ТПП.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации Программы представления и защиты интересов малого бизнеса планируется достичь следующих результатов:

  • нормативно-правовые акты будут приниматься с учетом мнений предпринимателей;

  • повысится уровень информированности и грамотности предпринимателей при работе с государственными органами;

  • увеличится «прозрачность» работы государственных органов и структур;

  • будут создаваться благоприятные условия для ведения бизнеса.