Поиск

Виктор Федотов, директор Международного института для объединений предпринимателей (МИМОП) ТПП РФ, доктор исторических наук

 – С Центром международного частного предпринимательства (CIPE) я связан более 10 лет, и это не случайно. И у них, и у нас в торгово-промышленных палатах России одни цели – защита интересов частного предпринимательства и развитие рыночных реформ через продвижение демократических начал в обществе.

Для нас, представителей российских ТПП, был хорошо известен советский опыт деятельности торгово-промышленных палат в условиях плановой экономики и диктата коммунистической партии. Новые рыночные условия работы нам были неведомы, и поэтому всё, что мы об этом узнавали, становилось для нас откровением.

Именно во время прослушивания лекций, организованных американскими специалистами здесь у нас в России, родилась идея издания серии литературы или учебных пособий для российских предпринимателей и сотрудников торгово-промышленных палат.

Сам я имел к тому времени, кроме высшего технического образования, двухлетние курсы в Академии народного хозяйства при Совете министров СССР и двухнедельный курс Таллинской школы менеджеров. Был у меня также почти 20-летний опыт управления большими производственными коллективами. Сравнивая подходы к системе управления, я долго не находил разницы между советским управлением и американским менеджментом.

Казалось бы, торговые палаты в США и торгово-промышленные палаты в СССР делали одно дело – содействовали защите интересов коммерческих (в США) и хозяйственных (в СССР) предприятий. В советское время мы хорошо знали порядок создания общественных организаций (ТПП тогда относились к общественным организациям), знали все пять функций управления (планирование, организация, мотивация, стимулирование и контроль). С точки зрения американского менеджмента это было полное сходство. Различия начинали проявляться на двух уровнях: 1) форма собственности; 2) план-рынок.

Теоретически было доказано, что функция управления в СССР (и менеджмента в США) не зависит от формы собственности: и там, и у нас действовали наёмные управленцы (менеджеры). А вот с точки зрения рынка - здесь различие в подходах было кардинальным! Именно рыночные реформы стали для нас главной темой познания.

Большим открытием для меня явились методы управления бизнес-ассоциацией или торгово-промышленной палатой в условиях рынка. Я вспоминаю, как в 2001-2002 годах мы с помощью специалистов CIPE осваивали неизвестную для нас тему: «Как эффективно отстаивать свои интересы», да и само чужое слово «эдвокаси» резало нам слух. До этого мы прекрасно знали, что в мире существуют профсоюзы и что они отстаивают права наёмных работников, а вот об отстаивании прав частных предпринимателей мы не имели тогда никакого понятия.

Вспоминаю очень интересного преподавателя – американца Марка Маккорда, который от имени CIPE подарил нам много хороших идей. Впервые от Марка я услышал о деловой психологии, технике вовлечения в членство, проблеме «эдвокаси».

Опыт написания пособий для предпринимателей и сотрудников торгово-промышленных палат и бизнес-ассоциаций позволил выйти на фундаментальные исследования института торгово-промышленных палат.

Так мною была была подготовлена двухтомная монография «Торгово-промышленные палаты», которая осветила неизвестные ранее аспекты в классификации палат мира в рамках типологии и организационно-правовых моделей. Позднее, совместно с ныне вице-президентом ТПП РФ А.М. Рыбаковым, были изданы два учебных пособия «Доходы торгово-промышленных палат» и «Вовлечение в членство».

В 2007 году в Вашингтоне была опубликована моя 60-страничная брошюра на английском языке «Organizational and legal models of Сhambers of Commerce and industry», где на основе исследования 197 стран мира предлагалась новая классификация организационно-правовых моделей торгово-промышленных палат.

В течение ряда лет нам удавалось взаимодействовать с представительством CIPE в России по многим направлениям.

В 2007 году Торгово-промышленная палата России совместно с CIPE организовала совместный проект по созданию при ТПП РФ Международного института менеджмента для объединений предпринимателей.

9 апреля 2007 года решением собрания учредителей я был избран на должность директора МИМОП. Учредителями выступили Торгово-промышленная палата РФ в лице Сергея Катырина и CIPE в лице его директора Джона Салливана.

CIPE оказал существенную помощь в организации Института, профинансировав некоторые крайне необходимые для новой организации направления деятельности. Так, при поддержке CIPE была проведена регистрация предприятия, закуплена оргтехника, оплачены учеба и стажировка российских преподавателей в институте организационного менеджмента при Торговой палате США. При создании Института учредители договорились, что слушатели из числа руководителей торгово-промышленных палат будут проходить обучение по четырёхмодульной программе с периодичностью прохождения обучения раз в полгода. А в перерывах между занятиями им предлагалось освоить рекомендованную литературу и опробовать на практике те знания, что они смогли получить во время занятий. Таким образом, слушатели первой группы прошли двухгодичное обучение. Все расходы, связанные с обучением этой группы, были профинансированы представительством CIPE в России.

И в дальнейшем Александр Раевский и Наталья Титова постоянно выступали перед слушателями Института с лекциями.

Сейчас для CIPE в России открываются новые перспективы. Этому способствует и то, что Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим можно организовать многие совместные мероприятия с участием российских и американских предпринимателей.

Поделюсь своими предложениями и видением перспектив.


1. Предлагаю разработать специальную программу и провести совместно с CIPE российско-американскую научно-практическую конференцию на тему «Россия – полноправный член ВТО: международная практика защиты интересов отечественного бизнеса в условиях ВТО». Это будет очень актуально, ведь сегодня в России практически нет предпринимателей, кто хорошо знаком с практикой защиты своих интересов на международных рынках.

2. Предлагаю организовать специальную программу для пропаганды идей объединения бизнес-ассоциаций и торгово-промышленных палат в единую национальную зонтичную организацию. Такая программа призвана быть просветительской и должна убедить руководителей российских бизнес-ассоциаций в необходимости такого объединения.

3. Для активного развития бизнес-образования в России, пропаганды принципов деловой этики, а также новых профессий на основе IT-технологий организовать на базе отработанных учебных программ делового образования в США несколько программ в МИМОПе, используя формат вебинаров и кратковременных стажировок в США.

4. Было бы целесообразно организовать международную конференцию учебных деловых центров с обсуждением лучшего опыта в организации делового образования и с выработкой некоторых общих критериев оценки качества делового образования.

5. С целью поддержки молодежного предпринимательства в России можно было бы открыть с помощью CIPE бесплатные курсы дистанционного образования для начинающих предпринимателей - программистов, создателей интернет-сайтов, фрилансеров, телевокеров и т.п.

Фотографии